Ансамбль «Куин» («Королева») образовался в 1971 году. Поначалу ни гитарист Брайан Мей, ни ударник Роджер Тейлор, ни знаменитый певец Фредди
Мёркури (настоящее имя Фредерик Булсара, он уроженец острова Занзибар), ни басист Джон Дикон не собирались сделать карьеру профессиональных
музыкантов.
Мей учился на астронома, Тейлор — на биолога, Дикон собрался стать инженером-электронником, а Мёркури — художником-иллюстратором.
Два года о группе почти ничего не было слышно — все четверо заканчивали учебу в колледжах и получали свои дипломы. Первая «полнометражная»
пластинка «Куин» вышла в 1973 году, вторая и третья — в 1974-м. Мгновенного успеха не получилось. Основой музыки «Куин» в те годы был очень
популярный хард-рок «ледзеппелиновской» пробы, но в первых же композициях появилось стремление к большей музыкальной сложности и совершенной
гармонии вокала. В первые годы существования «Куин» любителей рока привлекала скорее внешняя сторона их концертов. Их деятельность даже
окрестили «помпезным роком» — за вычурность, за световые эффекты и дымовые шашки на сцене. Масла в огонь подлила и эксцентричность лидера
ансамбля Фредди Мёркури — парики до пят, театральные наряды, балетные па... Он мог, например, во время концерта кормить аудиторию кукурузными
хлопьями. Но с течением времени эксцентрические страсти поутихли и на первый план вышла ее величество музыка.
Диск «Ночь в опере» (1975) решил все. Среди его разнообразных номеров были и рок-н-роллы, и блюзы, и попытки работать под классику. Наибольший
успех выпал на долю шестиминутной сюиты «Богемская рапсодия», которая 9 недель возглавляла английские хит-парады. Эта песня послужила точкой
отсчета для будущих творческих поисков «Куин» — и посредственный альбом «День на скачках» (1976), и удачно сбалансированный «Последние новости»
(1977), и ставшие теперь уже классикой рока «Джаз» (1978) и «Игра» (1980) были выдержаны приблизительно в одном ключе. Музыка «Куин» второй
половины 70-х заметно «полегчала». Появились элементы английского фольклора, джаза, серьезной классики.
«Короли музыки» не оставались равнодушными к веяниям моды. Одно время стриглись под панков, потом пытались играть примитивную диско-музыку или
«фанк». Эксперименты не всегда были удачны — диск «Горячее пространство» (1982), например, почти провалился. И только последние альбомы
«Произведения» (1983) и «Природа волшебства» (1986) снова утвердили позиции ансамбля. Сегодня «Куин» переоделись по моде «новой волны», стали
проще и ритмичнее. Они снова имеют успех у публики, но Брайан Мей, безусловно, способный на большее, разочарован: «В какой-то мере это крушение
надежд...» Поэтому-то так любят «куины» исполнять на концертах свои старые, «золотые» вещи. Ностальгия? Правда — к чести ансамбля — его
«фирменный почерк» легко узнаваем. В этом все могут легко убедиться, посмотрев фильм-концерт «Волшебство «Куин» в Будапеште», который вышел на
экраны страны.
Андрей Кокарев.
НАВЕРХ