Рок-музыка тоже товар, и, если он добротно сработан, то покупается в любой упаковке: "живьем" - в концертных залах и на стадионах, на видеокассетах или - традиционно - на дисках.
Количество проданных пластинок английского рок-квартета «Куин» приближается к ста миллионам. Почти каждый альбом «Куин» раскупается в считанные дни, а музыковеды лишь недоумевающе пожимают плечами: обычная группа с пестрым репертуаром, не свободная от манерничанья…
Не слишком лестную характеристику дает ансамблю и "Энциклопедия рока", утверждая, что биография «Куин» - "хорошее подтверждение истории о роли "вакуума" в рок-музыке". И поясняет: "в период творческой неактивности ведущих исполнителей их заменяют подражатели". Так, когда в начале 70-х годов один из корифеев тяжелого рока ансамбль «Лед Зеппелин» на время прекратил выступления, "вакуум" заполнили менее талантливые группы, в их числе «Куин».
Тогда, в начале карьеры группы, критика обвинила ее в профанации музыки «Лед Зеппелин», но «Куин» не стала дешевым имитатором. Наоборот, обогатила ритмы тяжелого рока вокальной гармонией. Однако на песнях лежала печать коммерции - залог больших тиражей.
Перед самими музыкантами, похоже, не стоит вопрос, что важнее: несколько ругательных рецензий или миллионные сборы? Публика их любит - какие могут быть сомнения? Поэтому раз и навсегда выработанные музыкальные клише только шлифуются, но отнюдь не меняются. В этом парадокс популярности «Куин». Робкие попытки сделать "шаг в сторону" не принимались поклонниками ансамбля в то время, как консервативное следование сформировавшемуся более десяти лет назад стилю обеспечивает успех.
Интересна история двух альбомов «Куин» - "Игра" (1980) и "Горячее пространство" (1982), когда естественное желание музыкантов привнести свежую струю в свое творчество обернулось резким падением популярности. Использование в музыке ритмов "диско" и "фанки", возможно и оправдало себя как эксперимент, но пластинки расходились весьма и весьма слабо. Группа была вынуждена вернуться в наезженную колею, и два года спустя барабанщик и пресс-агент Роджер Тейлор, представляя "реабилитирующий" «Куин» альбом "Произведения", откровенно признался: "Это, в основном, то, чего от нас ждут". И добавил, словно извиняясь: "А то мы чуть было не превратились в "фанк"-группу…"
Но такого рода "промахи" крайне редки. Обычно каждая новая пластинка тщательно планируется, строго вымеряется соотношение хитов и проходных вещей - вокальных упражнений Фредди Меркури и характерных гитарных пассажей высокоодаренного гитариста Брайана Мэя.
Копировать самих себя также не считается у «Куин» зазорным. В 1975 году выходит пластинка "Ночь в опере", сразу нареченная "программной". Пластинка записывалась четыре месяца и продемонстрировала мастерство каждого из музыкантов, но более всего - солиста Фредди Меркури. Его голос, многократно записанный и смикшиорванный, создавал эффект многоголосия. Самой значительной на диске была "Богемская рапсодия", без труда ставшая шлягером 1975 года. Благодаря этому альбому группа попала в "первую лигу".
Год спустя «Куин» выбрасывает на рынок новый альбом "День на скачках" - точную копию предшествующего. Даже "Богемская рапсодия" имела своего наследника - композицию "Любить кого-то". Рецензент "Нью мюзикл экспресс" писал о пластинке: "Все эти песни в сопровождении чересчур сладкого псевдоклассического фортепьяно, любовные бредни смущенно-очарованного певца заставляют меня буквально съеживаться". В такой же или более резкой форме высказывались и другие критики, на что Фредди Меркури заметил: "Англичанам ничего не остается, кроме как быть циничными. У нас вся печать такая".
Конечно, это обычная реакция суперзвезды на обвинения прессы. Но, если смотреть правде в глаза, считают критики группы, «Куин» и в самом деле не может предложить публике ничего, кроме полутора десятков хитов. Некоторые из них действительно пользуются огромной популярностью - и не только у поклонников группы. Песня "Мы - чемпионы", например, стала гимном спортивных болельщиков. Она и еще несколько ей подобных составляют основу концертных выступлений ансамбля - музыкальных спектаклей, главная роль в которых отведена Фредди Меркури.
Последний из таких концертов состоялся в минувшем году на лондонском стадионе "Уэмбли" в присутствии 80 тысяч зрителей. Концерт приурочен к выходу последней пластинки «Куин» - "Частица волшебства", но стал не только рекламой диска, сколько - в который раз - демонстрацией технических возможностей группы и вокально-хореографических талантов солиста Фредди Меркури. "Просто невероятно, как Фредди удается без каких-либо усилий выпевать сложнейшие партии, которые звучат со сцены, как с пластинки, - писал очевидец, - Все эти голосовые трюки дополняются трюками акробатическими. Песни старые, проверенные, "золотые" да пара шлягеров из последнего альбома.
Рекламная кампания дала свои результаты: новый альбом в течение нескольких дней стал "золотым". Правда, критики встретили его без восторга. Но вот забавный штрих. Альбом «Куин» попал на второе место наиболее продаваемых пластинок в Великобритании.
И.Зайцев (АПН)
НАВЕРХ