Брайан Мэй, английский музыкант и очень порядочный человек:
"Очень многие мои коллеги считают, что нет ничего важнее имиджа, - неважно, насколько интересна музыка, которую пишет и исполняет артист,
неважно, нравится ли ему самому то, что он делает, как неважно, с какими мыслями слушатель ставит обратно на полку пластинку с записью музыки
такого артиста. Важно, как они говорят, следование образу, который однажды и навсегда стал вторым "я" музыканта. И я готов был бы согласиться с
такой логикой, если бы не одно "но": во всем этом нет никакой логики.
Не знаю, можно ли назвать такую одержимость имиджем целеустремленностью, но убежден: к искусству все это отношения не имеет. А вреднее имиджа
может быть только бездарность. Певец добился успеха в юности, когда выпархивал на сцену в усыпанном блестками камзоле, гарцуя на высоченных
каблуках и взмахивая пышной гривой, - тогда он пел сладкие песни про любовь и измену, и эти песенки сделали его кумиром поколения. Прошло
двадцать лет, он по-прежнему поет все те же песни, наряжается в тот же древний сценический костюмчик, из которого во все стороны выпирают бока,
пузо и зад, а вместо шевелюры - лысина или, что еще хуже, парик - на его концерты приходят пять-шесть сотен ровесников экс-звезды, звезда льнет
к журналистам и в редких интервью жалуется на времена и нравы. Вполне возможно, что это очень талантливый человек, но он уверовал в принесший
ему однажды успех имидж, и обречен умереть его рабом, так и не поняв, где и когда совершил ошибку. По-моему, игры с имиджем погубили многих
талантливых музыкантов. Хотя многим так удобнее - мысль о том, что молодость прошла, неприятная, но если закамуфлировать ее идеей славного
образа, жить, наверное, не так тошно, и лет до шестидесяти можно играть в юношу.
По мне, вести себя так, значит не понимать себя и более чем пренебрежительно относиться к своим поклонникам. Когда не стало Фредди, мы легко
могли бы продолжать Queen, и если бы нам было все равно, что думают на этот счет фэны группы, Queen без Фредди принесли бы еще многие миллионы
как музыкантам, так и всем, так или иначе причастным к изданию музыки. И, между прочим, такого рода предложения сыпятся на нас и по сей день.
Наверное, дело не только во Фредди, которого мы будем помнить вечно, - дело вообще не в нем, а в той ответственности, которая лежит на всех нас.
Во все времена Queen были точнейшим зеркалом, в котором отражалась, так сказать, правда мгновения, - в начале 70-х мы показывали лики хард-рока,
в середине 70-х - образы экспериментальной музыки, в 80-е это были картины слияния стилей и направлений, а в начале 90-х Queen попытались
изобразить мудрость, пришедшую с колоссальным опытом. Но ни разу Queen не лгали, зеркало не может лгать. Правда о Queen - или же правда Queen -
это довольно горькая правда: музыка - это никакой не плод вдохновения и никакая не боль сердца, это результат очень серьезной работы головы.
То, что слушателю кажется всплеском неистовой фантазии, полетом безумного гения, на самом деле кропотливый труд, каторжная работа и бессонные
ночи далеко не музыкальных бдений. И тот факт, что слушатель ничего об этом не знает и слышит в нашей музыки нечто божественное, означает: мы
со своей работой справились неплохо. Я не солгу, если скажу, что делали мы ее в равной степени для наших фэнов и для себя. И потому, нам пока
не стыдно ни перед самими собой, ни перед нашими поклонниками. Достичь такой гармонии было непросто.
Надо понимать и чувствовать, что стоит за решением группы или солиста, исчезнувших с горизонта давным-давно, вдруг напомнить о себе миру. Или
же почему избравший сольную карьеру музыкант делает что-то совершенно невообразимое, ни капли не похожее на то, что он играл в той самой
группе.
Очень часто - прискорбно часто - это банальное желание поправить финансовое положение, и я никогда не стану осуждать вышедшего в тираж музыканта,
если он таким образом зарабатывает деньги на жизнь. Иногда это попытка сказать свое слово, и в этом тоже нет ничего плохого, за исключением
плохой музыки. Если она, конечно, плохая. Крайне редко мои коллеги пускаются в новое плаванье для того, чтобы поставить точку. Музыкант может
прийти к выводу, что его группа так и не завершила главу и никогда не завершит, и тогда он может взять на себя смелость сделать это
самостоятельно. Удачных примеров не очень много, но они все же есть. И всякий раз за такого рода активностью стоит подсознательное желание не
разочаровать поклонников, потому что очень высока ответственность того, кто хоть раз почувствовал, что такое любовь и поклонение толпы.
Когда умер Джон Бонхэм, Led Zeppelin не стали продолжать дело группы. К тому моменту Led Zeppelin сказали миру все, что хотели сказать, и даже
сверх того. То же касается и Queen - если я скажу, что свое последнее слово наша группа произнесла в 1987 году, я не очень погрешу против истины.
Но и в 90-е на наши концерты приходили десятки тысяч зрителей, значит, истина эта, по меньшей мере, относительная. Ричи Блэкмор сегодня играет
далеко не то, за что его боготворили и боготворят поклонники Deep Purple, - во-первых, как мне кажется, он уже не хочет погружаться в ту же
реку, а во-вторых, это очень благородный человек, и он просто дает шанс тому, кто пришел на его место в Deep Purple. В-третьих, Ричи Блэкмор
гений, а это значит, что он будет лучший всегда и во всем. Даже если бросит музыку и займется рыбной ловлей - уверен, это будет лучший рыболов
всех времен и народов. Но самое главное - он, как и немногие его коллеги, понимает, что такое преданность поклонников, и действует в полном
соответствии с этим пониманием и своей ответственностью.
Люди тоскуют по музыке Queen, я это понимаю, поклонники сами говорят нам об этом. Но Queen больше нет и никогда не будет, как никогда больше не
будет The Beatles, The Doors, Led Zeppelin, Nirvana. И наша задача, как сольных исполнителей, с одной стороны, дать публике то, что ей хочется,
с другой, - ни в коем случае не спекулировать на прошлом и не допустить профанации нашей музыки. У Роджера Тейлора пока это получается лучше,
чем у меня. В смысле, его музыка "более Queen", чем моя. Но я не переживаю и не ревную. Потому что и его музыка тоже "не Queen". Без Фредди она
и не может быть никакой другой".
Исповедь записала
Ксения ПОЛИНА.
НАВЕРХ