«Пришло время моим друзьям и поклонникам узнать правду...» Чуть больше года минуло с того момента, как мир услышал это признание из уст
человека по имени Фарух Булъсара, больше известного миллионам людей как Фредди Меркъюри.
В июне Hollywood Records выпустила двойной компакт-диск с записью одного из выступлений «Queen» на Уэмбли, состоявшегося еще в 1986 году. Вещь
скорее коллекционная, хоть и вышедшая в таком самом что ни на есть современном виде. Что до настоящих редкостей, то и у «хранителей виниловых
древностей» «Queen» были в особой цене. В конце года за старую, оригинальную сорокапятку с записью «Богемской рапсодии» музыкальные магазины,
специализирующиеся на торговле «антиквариатом», предлагали 300 фунтов стерлингов. А коллекция одного из фэнов, сумевшего собрать все раритеты
«Queen», потянула на 30 тысяч. Кстати, канадский еженедельник Hot Wacks, специализирующийся на пиратских изданиях, самым дорогим бутлегом
«Queen» назвал двойной альбом «Zoom Queen» — полную запись одного из концертов 1976 года в Осаке. Специалисты отмечают отменное качество записи
и хорошее (хоть и черно-белое) оформление альбома. Из двухсот отпечатанных экземпляров почти половина тиража была практически сразу же
арестована полицией. Что, конечно же, только подняло цену уцелевших копий, которая с учетом всех последующих событий в минувшем году,
естественно, опять возросла. Как отмечает Hot Wacks, о сумме меньшей, чем 500 долларов, лучше и не заикаться.
В августе едва ли не самой популярной мелодией месяца была знаменитая «Барселона» — композиция, записанная еще в 1988 году Меркьюри в дуэте со
знаменитой Монтсеррат Кабалье. Популярность «Барселоны» объясняется крайне просто: она стала официальным гимном очередной летней Олимпиады,
проводившейся в столице Испании. (Партнерша Фредди по этой работе не так давно посетила и Москву.)
В начале сентября (в канун дня рождения Меркьюри) Брайан Мэй и Роджер Тэйлор передали Мэйджику Джонсону чек на 300 тысяч долларов. Вот уж
воистину «бывают странные сближенья»: на завершившейся Олимпиаде Джонсон был одной из звезд в составе баскетбольной «Dream-team» США. Тот
самый Джонсон, который, как и покойный Меркьюри, нашел в себе силы публично признаться, что болен СПИДом, а чуть позже организовал специальный
фонд для борьбы с «чумой XX века». В этот фонд и передали свой чек Мэй и Тэйлор. Деньги были получены от продажи в США «Bohemian Rhapsody».
В ноябре впору бы было объявить месячник Меркьюри и С0, столько всего произошло. Во-первых, вышел долгожданный «The Freddie Mercury Album»,
который, по предсказаниям специалистов, должен был к Рождеству стать мегаселлером. Во-вторых, появился видеоклип по одной из песен «Альбома» —
«In My Defense» (создатели клипа особо мудрить не стали и смонтировали его по «образу и подобию» «Show Must Go On», зрителю был предложен еще
один винегрет из микрофрагментов: Меркьюри поет, Меркьюри говорит, Меркьюри думает и т.д.). В-третьих, а также в-четвертых, в-пятых и в-...цатых —
всяческие мероприятия, многочисленные публикации в газетах и журналах (не обошлось и без викторин) радио- и телепрограммы, выставки и
фильмы-воспоминания. Среди видеопрограмм отметим работу PMI с эпическим названием «Фредди Меркьюри», представившей историю жизни музыканта.
Предмет особой гордости создателей ленты — ранее не демонстрировавшиеся кадры (ну наконец-то!). Причем, как признались авторы, в загашнике у
них еще кое-что осталось, так что следует, по всей видимости, ожидать появления «Фредди Меркьюри-II». Из фотовыставок обратила на себя внимание
экспозиция под названием «Это было 20 лет назад», на которой были собраны работы одного из известнейших и старейших фотолетописцев рока Иэна
Диксона. Среди немногих героев прошлых лет, чье изображение можно было там увидеть, нашлось место и Фредди с сотоварищи.
Не дремали в ушедшем году и производители сувенирной продукции. Среди вполне традиционного «футболочно-значкового» набора порой попадались и
вещи не совсем обычные, например, небольшая статуэточка Меркьюри.
Свою лепту в «год Меркьюри» внесла и британская Фемида. Дело в том, что в завещании, оставленном Меркьюри, речь шла только о состоянии, которое
он нажил ко дню смерти, — то есть о кровных, трудовых 8 миллионах фунтов стерлингов. Но весь прошедший год на его счет поступали авторские
гонорары от продажи различных записей «Queen», о которых никаких указаний оставлено не было. А посему ни родители Меркьюри, ни его сестра, ни
близкая его подруга Мэри Остин пока не могут получить причитающуюся им долю от Фреддиных миллионов. Как вы понимаете, выход в свет сольного
«Альбома» Фредди лишь добавил головной боли занятым в этом деле юристам.
Как заявляют самые многоопытные спецы, на разбирательство деталей могут уйти годы и годы.
Тем более что в ближайшее время вполне возможен выход новых записей, так или иначе связанных с Меркьюри. Это могут быть как сольные диски
покойного певца, так и коллективные «Queen». Правда, выйдут они уже под другой вывеской. Еще раньше у музыкантов существовала договоренность,
что если кто-то из них покинет группу, то коллектива под названием «Queen» больше не будет. Вспоминая эту их давнюю договоренность, Мэй
уточняет: «Фредди это касается особо. Знаете, без него группу представить просто невозможно». По контракту музыканты должны выпустить еще три
диска. Кому очень интересно, что могут собой представлять композиции новоявленного трио, послушайте сольный альбом Мэя «Back To The Light».
Лучшие песни с него как раз такое представление дают: отличная гитарная техника, мощный саунд, интересные гармонии — полная иллюзия, что это
очередная работа «Queen», но только без Меркьюри. (Кстати, Роджер Тэйлор, еще в начале 80-х выпустивший два альбома «Fun In Space» и «Strange
Frontier», решил избежать ненужных сравнений, которые заведомо были бы не в его пользу. Оба диска выдержаны в более жесткой, динамичной
стилистике, нежели классические вещи «Queen».) Как стало известно, в наступившем году Мэй собирается начать большое турне. В Штатах к «Queen»
несколько иное отношение, чем в Старом Свете, — там практически нет этого нашего благоговейного трепета. Для американских фэнов постарше
«Queen» — это прежде всего музыка в духе «News Of The World». Кстати, первым американским хитом группы как раз и стала «двойная» сорокапятка
«We Will Rock You» и «We Are The Champions». И вот прошлой осенью, попав в США, Мэй был приятно удивлен: его узнавали на улицах, останавливали,
просили автограф. Впрочем, сам он признает, что одной лишь смерти Меркьюри для подобного внимания было бы недостаточно. Все дело в фильме
«Waine's World». Благодаря прозвучавшей там песне, новое поколение открыло для себя «Queen». Посмотрим, найдет ли при очной встрече на
концертной площадке один из ветеранов рока общий язык с поколением, для которого «Waine's World» стал культовым фильмом. Может, в главу «Queen»
и Америка» будет вписана новая страница.
Собирался выйти на сцену и Тэйлор — со своей группой «The Cross».
О Фредди нам еще напомнят, и не раз. Но вряд ли нужны подобные напоминания тем, для кого само это имя — «не пустой для сердца звук». Все
переживания и мысли истинных его поклонников как бы спрессовались в двух высказываниях — двух сторонах одной медали: уверенном заявлении
Мартина Хэксби о том, что «и в грядущем десятилетии Меркьюри будет заметной силой», и в простых, от сердца идущих словах безвестного фэна,
начертанных им на самодельном транспаранте, поднятом над толпой на том памятном апрельском концерте: «Нам будет не хватать тебя, Фредди!»
Константин Ищенко.
НАВЕРХ