19. Решение Церковных Соборов
Высшим проявлением церковной власти является Вселенский Собор. Поэтому голос Вселенского Собора – это голос Святого Духа. Итак, что значит «голос Вселенского Собора»? Что относится к постановлениям Вселенского Собора, которыми недвусмысленно и четко описывается Истина? Вот они:
1) оросы – определения (Символ Веры и другие определения).
2) одобренные Вселенскими Соборами документы (например: томас папы Льва, послание святого Кирилла Александрийского к Несторию, послание святого Целестина и др.).
3) канонические правила.
Все что выражено в этих документах, не подлежит обсуждению. Если не существует постановления Вселенского Собора на данный момент, мы руководствуемся 19-м правилом Трульского Собора (так называемым V–VI Вселенским Собором): «Недопустимо истолковывать Священное Писание иначе, чем его истолковывали учителя Церкви».
Как определить, является ли для нас обязательным конкретное мнение святого отца? Ведь мы знаем, что даже Священное Писание можно неверно истолковать, тем паче святых отцов. Для этого существует принцип преподобного Викентия Лиринского: «Истиной является то, чему учили 1) святые, прославившиеся богоугодной жизнью и особенно мученической кончиной, 2) все или, по крайней мере, большинство их, 3) всегда, 4) повсеместно».
Разберем по порядку.
1. Мученическая кончина выделена в силу того, что, когда мучеников вели на смерть, в них прямо говорил Святой Дух.
2. Как определить все или большинство? Есть очень важный принцип: когда некое учение высказывается святыми отцами в течение длительного периода времени, когда все учат так, а один учит по-другому, то правы все, а один не прав.
Например, существующее ранее учение о всеобщем спасении осуждалось многими отцами: святыми Игнатием Богоносцем, Иустином Философом, Киприаном Карфагенским, Мефодием Олимпийским, Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Афанасием Великим, Кириллом Александрийским и многими другими. Но был святой отец Церкви, который учил обратному, – святой Григорий Нисский, который учил о том, что всеобщее спасение возможно. В этом случае святой Григорий Нисский неправ, что подтверждено V Вселенским Собором, который четко осудил учение о всеобщем спасении. Один человек допускать ошибки может, но согласие отцов ошибки не допустит.
Для того чтобы нам было легче ориентироваться в большом наследии святых отцов, Церковь устами V Вселенского Собора выделила нескольких, чье мнение признано образцовым. Их 11. Позже этот список Церковь еще сузила до трех Великих Отцов: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Это – образцовое мерило православия. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев разногласия между мнениями святых отцов носят не противоречивый, а дополнительный характер. Очень часто отцы Церкви излагают что-либо именно для конкретного времени, в том смысле что они выделяют в первую очередь то, что для этого времени важно.
3. Что значит «всегда»? Если некоторое учение не содержится у святых отцов постоянно, значит, это учение не является православным. Любое новое учение для православия синоним ереси. В светской науке с восторгом говорится о новой теории как о продвижении, прогрессе. Для нас новая теория – это регресс. Новое учение – это гарантированное падение вниз. Потому что Откровение не увеличивается: уменьшиться может, а увеличиться – нет. Абсолютное Откровение, данное Богом, не может усовершенствоваться. Именно поэтому постоянство учения крайне важно. Речь идет не о новой формулировке, а о новой доктрине, о новом учении. Оно заведомо является ересью или, в лучшем случае, ошибочным мнением, которое может попасть к святому из-за того, что он не до конца очистил свой разум от влияния мира сего.
4. Что значит «повсеместно»? Учение не должно быть локальной традицией какой-либо церкви. Например, может ли иметь вероучительное значение язык богослужения? Нет, потому что а) это не учение, б) его распространение локально. Но в дисциплинарном смысле язык богослужения имеет значение: мы обязаны следовать тем книгам, которые одобрило священноначалие, и в той форме, которую оно одобрило. Но если язык объявляется догматом, начинается изменение статуса данного церковно-дисциплинарного явления.
А есть вещи более опасные. Например, римские епископы в конце IV – X веках построили развитое учение об особой мистической роли римского епископа в Церкви, из которого позднее выросло представление о Римском Папе как главе Церкви. Мы должны постоянно заниматься построением в своей голове целостной системы мировоззрения. Это нужно для спасения души.
Мы уже говорили, что начиная с Иерусалима возвещается покаяние и прощение грехов. Т.е. распространять весть о перемене мировоззрения, которую принесло Воскресение Христово, и, благодаря этому, о прощении грехов – это та задача, которая нам поставлена. Мы должны поменять мировоззрение полностью, взяв за основу некий текст, который является для нас образцовым. Без знания которого, без исповедования которого никто не может быть допущен к таинствам. Этот текст – Символ Веры. Это мерило необходимой веры, на основании которой человек может быть допущен к таинствам. Православный – тот, кто верит согласно Символу; кто не верит согласно Символу, православным не является. Если человек учит не согласно Символу Веры, он не православный по факту. Господь сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23, 15). Поэтому мы обязаны нести чистое Слово Божие без добавления, без убавления, без искажения – так, как его Господь передал. Не надо идти на поводу популярных идей типа: «Главное, чтобы проповедовали, а что – неважно!» Если учение не несет Откровения Божия, оно не нужно.
20. Не постоянство научных теорий
Миссионерам нельзя строить свою аргументацию по схеме: «Наука доказала то-то, то-то и то-то». Надо говорить: «Откровение говорит то-то, то-то и то-то, и даже в науке есть нечто похожее». Одна из самых главных ошибок миссионера – когда он пытается построить аргументацию на основе научных данных, потому что, как хорошо сказал Василий Великий, «когда мы видим, что ученые пытаются чем-то проверить откровение, предоставим другим ученым их самих опровергнуть. Потому что нет ничего более текучего, чем теория ученых». Льюис хорошо сказал: «Когда пытаются построить на последних достижениях науки систему мира, оказывается, что последние достижения уже предпоследние и уже проигрывают последующим открытиям».
Пример ошибочной логики. В XX веке появился ряд систем, которые предложили объяснить происхождение тления во Вселенной за счет мятежа сатаны. Эту теорию из западных богословов предложил Льюис, из отечественных – Кураев. Согласно теории, мятеж дьявола привел к тому, что здесь, во Вселенной, возникло тление и смерть. Библия же говорит по-другому: смерть возникла именно через человека, а не через дьявола. Для чего была нужна эта теория? Для того чтобы согласовать ее с теорией дарвинизма.
21. Логика спасения
Церковь строится сверху вниз. Отец посылает Сына, Сын собирает Себе тех, кого Ему дал Отец, приносит за них Себя в жертву, вручает им Свое Слово понимания, дает истину, передает в руки Отца, который сохраняет их, делает их едиными. Церковь вся строится внутри Троицы, это место бытия Святой Троицы. Там, где действует Отец, Сын и Дух Святой, – это и есть Церковь. Собственно, потому вне Церкви и нет спасения, что нельзя спастись вопреки Отцу, Сыну и Святому Духу, вне Бога.
Логика спасения идет не от человеков, а с Неба. Это важно понимать, потому что мы часто заявляем: «Вне Церкви нет спасения, потому что в Церкви истина». А люди говорят «докажи!». И правильно говорят, между прочим. Если идти от человека, ничего не докажешь. Не в человеке истина, «всяк человек ложь» (Пс. 115, 2). Можно сказать «попы табачники, блудники, пьяницы». Собрать правды и неправды можно сколько угодно. Мы идем не от человеков, а Бог не ложь, Бог – Истина. Наша опора – не на человека, а на Святую Троицу. Именно Святая Троица создает Церковь: Боговоплощением, жертвой Христа, истиной Христа – апостольской верой. Церковь всегда именно на этом делала акцент. У нас последние лет 30 делается акцент на формальное хранение единства. Но единство является самоцелью только в Троице. Во всем остальном единство не самоцель: когда нарушаются священные догматы, когда нарушается вера Церкви, единство невозможно. Поэтому Церковь выступает против формы экуменического движения, когда вместо того, чтобы вернуться к апостольской вере, предлагается найти компромисс. Это отказ от того, что считает самым важным Господь Иисус Христос. Истина – искусство вечной жизни: знание, кто такой Бог, как к нему попасть, как жить угодно Ему и т.д.
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 21–23). Апостольское откровение является условием единства, и именно этого единства требует Господь. Единство христиан в истине является условием их единства. Когда христиане пребывают в единстве любви и единстве веры, когда возвещается неповрежденная истина и когда есть любовь между христианами, тогда мир обращается – это самая лучшая миссионерская технология. Когда миссионеры грызутся между собою в обществе мусульман – это не является проявлением Христовой любви, и никто таким образом не обратиться. «Да будут совершены воедино» – значит «станут единым целым», тем Телом Христа, о котором говорит здесь Писание. «И да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» – т.е. те, кто верит по-апостольски, соединены между собой, соединены со Христом и с Отцом Его в единое целое, «совершены воедино» – именно их любит Отец, потому что они его дети.
«Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17, 24). Конец их – Царство Небесное, они будут там, где Христос. В Царстве небесном. У любого собрания есть цель. Цель Церкви – попасть к Отцу и Сыну и Святому Духу. Наш «табор уходит в Небо» – это про Церковь. Караван, который уплывает в Небеса. Можно сказать, что Церковь – это тайное общество Великого Исхода. Выходим из тюрьмы смерти в вечную жизнь. Поэтому предлагаем присоединиться к этому исходу. Насильно не загоняем, потому что насильно загнанный «сдаст» ведь тайну. «Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17, 25–26). В этой молитве все описано. Недаром эта молитва о Церкви называется первосвященнической. В этой молитве заключена вся Церковь. Понятие Церкви здесь максимально раскрыто – это единство Троицы.
22. Православная Церковь – единственное место спасения
Как определить принадлежность к спасающимся? Очень просто. Кратко перечислить отрывки с библейскими требованиями к спасению. И у вас получится, что Православная Церковь – единственное место спасения. Почему гибнет римо-католик? Потому что он еретик, у него нарушена апостольская вера.
Рассмотрим пример. Вот перед нами член Православной церкви Московского Патриархата. И вот он говорит, что Христос – человек, в котором живет Бог, т.е. исповедует ересь Нестория. Ему говорят: «Чадо, ты не прав!» А он говорит: «Нет, я так считаю!» Он член Церкви, член тела Христова. Но вопрос, спасется ли он? Открываем Библию: «Дела плоти известны…блуд… ереси… убийства…поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19–21). Все. Блудник православный спасется, если он умрет в состоянии блуда? Спасется ли православный убийца, если он умрет нераскаянным? Нет. Так же и здесь.
Становятся понятными слова Феофана Затворника: «Не знаю, спасутся ли католики, но если я стану католиком, я не спасусь». Почему? Потому что он не знает насколько заражено католичеством данное чадо Божие. Это к вопросу о спасении тех, кто крещен. Но если, как мы помним, блаженная Феодора спаслась с нераскаянным прелюбодеянием, то мы не можем сказать достоверно о не спасении католиков. Мы не знаем, насколько каждый конкретный человек исповедовал ересь. Почему у нас хуже отношение к старообрядцам, чем к католикам? Или хуже отношение к Украинской автокефальной православной церкви или Киевскому патриархату, чем к католикам? Потому что православие полностью библейская религия, в ней нет механического отлучения от Церкви, механического извержения из сана.
Вот, скажем, человек совершил смертный грех, за который должен быть отлучен от Церкви. Он из числа детей Божиих не вываливается, но из числа спасаемых он уходит. Животворящая сила Божия ослабевает в нем, но он не перестает быть чадом Божиим. Поэтому сказано: «Возвратитесь, дети-отступники… Я исцелю вашу непокорность» (Иез. 3, 14, 22). Одно дело – взбунтовавшийся сын, который ушел «на сторону далече» (но остался сыном), а другое – наемник. Сыну назваться наемником нельзя. По-богословски это называется «неистребимая печать крещения». Крещение несмываемо. Почему возможен чиноприем по третьему чину? Икономии не может быть в том случае, если в чаше пустота. Пустую чашу нельзя считать за полную. Пустую воду купания в речке нельзя принять за крещение ни при каком условии. Купание баптистов, даже совершенное во имя Троицы, при их неверии в то, что это таинство, ни по какой икономии, ни при каких условиях принять за таинство невозможно. Пустышка – она и есть пустышка. Церковь имеет власть признавать таинство или не признавать, но она не может несуществующее признать существующим.
Противокатолическая аргументация святых отцов говорит, что у католиков есть Евхаристия. Марк Эфесский обращается к папе Римскому, как к возлюбленнейшему патриарху, который решил собрать разделившиеся члены Тела Христова. При любом раскладе назвать не члена Тела Христова членом будет кощунством. Есть библейские нормы. Они хорошо и точно выражены в библейских канонах. Вот есть некое сообщество, имеющее Крещение, дар Духа, но находящееся вне области спасения по причине потери веры. Они заражены тяжелейшей болезнью. Как хорошо сказал Феофан Затворник, «католичество – тело с туберкулезными легкими». Оно гниет. Но Церковного суда еще не было. Вот будет церковный суд, соберется нормальный собор вселенский, девятый (восьмым был Фотиевский – великий противокатолический собор, осудивший «фелиокве»). На него вызовут римского папу, сделают три вызова официальных. Он приедет, ему скажут: «Вот учение отцов, ты готов с ним согласиться?» Он или согласится, или нет. Если согласится, то «приобрел ты брата твоего» (Мф. 18, 15).
Если он откажется, что сделает собор? «…За изрыгание нечестивой хулы на Святого Духа, да будет лишен священного сана и всех полагающихся степеней…» Все, вылетел из части спасаемых. У нас на глазах аналогичный пример произошел с нашим Денисенко (раскольник Филарет). Те, кто исповедует ересь, дружными шеренгами топают в ад по причине не иного чего, как смертного греха ереси. Кто такой католик? Полная аналогия того человека, который умер от пьянки.
Было постановление, что в крайнем случае мы можем прийти в католический храм и причаститься. Но надо понимать, что для нас католическое причастие будет одобрением ложного вероучения. Потому что, придя на литургию, мы вынужденно будем исповедовать филиокве, т.е. участвовать в смертном грехе ереси.
Собор осудил ересь, но не католиков. В Церкви существует презумпция невиновности. Давайте вспомним Вселенские соборы, руководимые Духом Святым. Кто участвовал, к примеру, в VII Вселенском Соборе? Епископы, рукоположенные иконоборцами. К тому времени иконоборчество было осуждено поместным собором в Риме. Тем не менее хиротонии совершались. Первое деяние VII Вселенского Собора специально посвящено еретическим хиротониям. Монахи спросили святого Тарасия, как может передать Духа Святого тот, кто сам его хулил в ереси? На это святой Тарасий отвечал, что хиротонию совершает не человек, а Бог. И сын за отца не отвечает.
VI собор аналогично. Монофелитская ересь уже была осуждена крупнейшим Латеранским собором (149 отцов). Собор был собран из епископов монофелитского рукоположения. В частности, на соборе были и епископы – еретики-монофелиты. Но когда провозглашались анафематствования еретиков, анафематствовали только тех, у кого были прямые исповедания ересей: Пирр, Павел, Кир, Петр, патриарх Сергий, папа Римский Гонорий. И все, больше никого. Те, кто не противостоял ереси, но и не затрагивал публично вопрос о том, сколько воль во Христе, собор счел православными.
II Вселенский собор состоял на 80% из людей, рукоположенных арианскими епископами, а ариане к тому времени уже были осуждены I Вселенским собором. Епископ может и не находиться в части спасаемых, но действие его не от него идет, а от Бога, из области спасения. Для него ересь – гибель. Но пока он не отлучен от Церкви, через него благодать действует. Иначе ни у кого из нас не будет гарантии верности нашего крещения. Но, к счастью, Таинство Крещение совершает не человек, а Бог, и достаточно, чтобы человек был не лишен сана. Вот четкая каноническая граница.
Святые Отцы (Феодосий, император Юстиниан, император Константин) воспринимали ереси (монофизитство, несторианство, арианство) как болезни внутри Церкви. До момента отсечения. При этом заметьте, во всемирном христианстве не осталось ни одной иерархии, которая ведет свое начало от лишенных сана епископов. Многие не подчинились, многие рукополагали приемников. Но почему-то в третьем-четвертом поколении все обрывается. Например, Диоскор не подчинился решению IV Вселенского собора и рукоположил приемников. Но во втором поколении все, диоскориан нет. Несторий – то же самое. Потому что «пустышка». Т.е. получается так, что благодать есть, а воспользоваться ею нельзя. Потому что вопреки воле Божией делать будешь. Потому что обращение к еретическому сообществу становится выбором. Это важно помнить.
Вот у Иллариона Троицкого есть позиция, которая не обоснована ни на Писании, ни на Отцах Церкви. Он полагает, что в таинствах еретиков безблагодатная форма передается и наполняется благодатным содержанием при входе в Церковь. У Отцов Церкви такого учения нет. У патриарха Сергия (Страгородского) подробно проанализировано I Правило св. Василия Великого. Каково же действие благодати в еретических сообществах? Зададимся интересным вопросом, почему на Западе стали считать, что порча и сглаз – это все выдумки? Ответ простой – зажрались. Вот в исламском мире никто так считать не будет. У них порча и сглаз на каждом углу, там реальность бесовского мира очевидна. Почему на Западе стали считать, что этого нет? А потому, что благодать это сдерживала. В XIX веке в России стали появляться такие же учения. Люди настолько расслабились под защитой Церкви, что решили, что защищать их не от чего. И как только пошло поколение некрещеных, тут все и вылезло. Т.е. Господь защищает своих детей, даже неверных и мятежных. Да, защита есть, но вопрос спасения – другой вопрос. Эта защита может быть и в осуждение. Выросли люди, не защищенные благодатью, и получилось «волчье» поколение: это энтузиасты 60-х годов, наши бандюганы 90-х.
Когда говорят, что вся Россия крещеная, – это ошибка. Сколько у вас знакомых некрещеных? Порядка трети.
К вопросу о христианстве, которое не в слове, а в силе и правде. У людей просто нет элементарных сил противостоять бесам. Проводилось исследование на Западе по поводу разврата в Церкви. При этом соотношение оказалось такое: на один католический случай – три протестантских. А почему? Потому что некрещеные – нет сил противостоять греху. Нехристи, кружок по изучению Библии. Но даже и кружок по изучению Библии уже много чего дает, по сравнению с миром внешним! Это уже соприкосновение с истиной, соприкосновение со святыней.
Как объяснить феномен протестантского возрождения? «Мы возрожденные люди. Мы раньше были блудники, пьяницы, алкоголики, наркоманы, тунеядцы и т.д., а стали хорошими и замечательными», – все слышали от протестантов такие рассказы. Человек находился в области полной тьмы, был ничего не знающим чадом гнева Божия. Тут он видит свет, видит, что есть Бог, есть его заповеди, есть Господь Бог, есть Иисус Христос. Он бросает злые дела, начинает творить добрые – и первый раз в жизни он чувствует одобрение совести, одобрение Бога. И это действительно реальное возрождение, но это не то возрождение, которое дает Крещение, которое делает человека чадом Божиим. Просто человек нащупывает, где есть свет. Дальше нормальный человек должен сказать: а теперь что Библия требует сделать, чтобы спастись? Мне надо покреститься? Где Церковь, которую врата ада не одолеют? Пойти бы найти ее! Причаститься бы не мешало. И тут приходит дьявол и говорит: «Ты был таким плохим, а стал таким хорошим; тебе уже и так всего достаточно. Зачем тебе Церковь, зачем тебе какие-то посредники? Зачем тебе что-то еще? И этого достаточно». Все, приехали, получился очередной кружок по изучению Библии. Человек не рождается в новую жизнь, он чадо гнева как был, так и есть. Он забыл одну маленькую вещь: прекратить пачкаться – хорошо, но не мешало бы и помыться. Почему такой человек будет виновен перед Богом? Он остановил себя на пути к Истине, отказался найти полноту Истины, дошел до второй ступеньки и сказал «хватит!». Он поверил в Христа, но то, что Христос дает, он не взял. Вот и граница. Так возникает протестантизм современный.
Здесь объяснение того, почему многие люди – не только из протестантизма, но и «свидетели Иеговы» и даже мормоны – ощущают такое же возрождение. Для протестантов этот вопрос вообще не решаемый. А почему «свидетели Иеговы», очевидные нехристи, рассказывают о таком же духовном возрождении? Они дошли до второй ступеньки, совесть их одобрила – и дальше они не пошли, по-прежнему мотаются во внешнем мире, их Бог не простил и не усыновил. Честертон об этом писал так: «Многие догадываются о пользе исповеди, но мало кто догадывается о пользе отпущения грехов». Это принципиальный момент: детям Божиим грехи прощены. Вот граница.
А можно перестать быть чадом Божиим? Можно, через отречение. Как Иуда, как Арий, как Филарет Денисенко. Бывает случаи, когда Церковь может рукоположение, канонически совершенное каноническим епископами, признать недействительным, как было, например, с Максимом Циником. Т.е. конкретное литургическое действие Церковным судом может быть признано недействительным. Церковь имеет власть отнять дар Божий, а дать его не может. Т.е. Церковь не может дать находящемуся вне ее организму ничего, но она может отнять у него то, что принадлежит ей. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10, 26–31).
23. Царственное священство
На горе Синай, когда Бог явился в огне и дыме, Господь сказал: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх. 19, 6). Появляется царство священников, царство особых людей, которые должны приносить жертву. До поклонения золотому тельцу все евреи могли вкушать от жертв – сейчас все православные могут вкушать от Жертвы Господней. Мы с вами все священники, потому что участвуем в жертве (Тела и Крови Господней).
1. Мы являемся Царственным священством (ради нас – христиан – существует мир).
2. Мы участники Жертвы (соединяемся с Богом).
3. Мы тоже должны делать некие жертвы Богу.
Для апостола Павла литургия, священнодейство – это не только жертвоприношение, но и проповедь слова Божия (миссионерство): «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия…» (Рим. 15, 16). Миссионер проповедует, и в результате Богу приносится жертва в виде обращенных людей: «…дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу]» (Рим. 15, 16).
Апостол Петр пишет, что все христиане должны из себя устраивать священство духовное, чтобы приносить духовные жертвы, угодные Богу: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр. 2, 5). «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петр. 2, 9–10). Понятие «духовная жертва», о которой говорит здесь апостол Петр, истолковывает апостол Павел: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Рим. 12, 1). Мы должны передать всю свою жизнь (и тело, и душу) в служение к Богу, это и будет наше священнодейство – мы приносим в жертву себя. И результат жертвы описан: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 20). Жертва человека приводит к тому, что в нем поселяется Христос, а жизнь (своевольная) человека прекращается. Это и есть царственное служение мирян.
В Апокалипсисе: «И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1, 5–6). В греческом подлиннике вместо «царями» стоит «царством». Здесь говорится, что царство священников возносит непрерывную мольбу Богу. «И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5, 10).
Последнее упоминание о царственном священстве в Новом Завете: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20, 6). Воскресение первое – крещение, такой человек становится священником. Здесь мы видим указание, что царственное священство не прекращается со смертью христиан, они продолжают священнодействовать и после смерти.