Мы составили эту книжку для того, чтобы прославить Господа и его служителя, блаженного Франциска, чтобы люди увидели, как премудрость и любовь Божия открываются в меньших мира сего и чтобы те, которые пожелают подражать ему, нашли для себя здесь пример и поучение. Как собирают цветы с прекрасного луга, так и мы выбрали из жизни святого, что нам казалось наиболее красивым, божественным и поучительным и изложили это простыми, правдивыми словами, пренебрегая учёным и полным рассказом. Пусть послужит эта книжка к просветлению и утешению душ человеческих, как она утешала нашу душу во время её составления.
Франциск происходил из города Ассизи в Италии.
Он родился в семье богатого купца Бернардоне. Выросши, Франциск стал помогать отцу в лавке, но это занятие было ему очень не по душе: он был весёлый, живой юноша и с большим удовольствием отдавался забавам и песням, подобравши себе компанию таких же, как он, любителей весёлой жизни.
Он щедро тратил деньги на пиры и забавы, и за это часто получал выговоры от родителей, которые говорили ему, что он ведёт себя не как сын купца, а как какой-то принц. Всё же родители терпели это, так как были богаты и гордились тем, что их сын проводит время со знатными юношами.
Но и в самых попойках и кутежах Франциск сохранял мягкую и добрую душу, любил нищих и никогда не отказывал им в подаянии. Рассказывают, что однажды в лавку, где он продавал сукно, пришёл нищий и просил милостыню Христа ради. Франциск был занят и прогнал нищего; но потом совесть заговорила в нём, и он подумал: «Если бы кто-нибудь попросил бы у меня чего от имени какого-нибудь князя или графа, ведь я не отказал бы. Не должен ли я исполнить просьбу того, кто просит от имени Христа?» И, выбежав из лавки, Франциск догнал нищего и подал ему милостыню.
Вообще молодость Франциска прошла очень бурно, он много мечтал о военных подвигах, о славе, бывал в сражениях и раз даже попал в плен. Так дело шло до двадцати двух лет.
Однажды он был выбран своими друзьями распорядителем пира. Он устроил богатый пир, как это делал часто. Когда гости с криками и пением расходились по домам, он шёл с ними, но вдруг остановился, перестал петь и погрузился в глубокую задумчивость. И внезапно его посетил Господь и наполнил его сердце такой сладостью, что он не мог не говорить, не двигаться, ничего не видел и не слышал. Он сам потом говорил, что если бы его в эту минуту рвали на куски, он и тогда не двинулся бы с места. Когда друзья его увидали, что он отстал от них, вернулись, и с удивлением заметивши, что лицо его приняло какое-то особенное выражение, стали расспрашивать его: «Почему ты не идёшь с нами? О чём ты думаешь?», а другие шутливо замечали: «Он, должно быть, собирается жениться».
Тогда Франциск с живостью ответил: «Да! Правда! И я выбрал себе такую знатную, такую богатую и красивую невесту, какой вы никогда не видели».
Товарищи стали смеяться над ним; они не знали, что он говорил это не от себя, а по внушению Духа Святого, потому что невеста его была истинная Евангельская жизнь и бедность.
С этого дня он стал внимательно рассматривать свою жизнь и презирать то, что раньше любил. Он удалялся от мирского шума, погружался в себя и неустанно разыскивал ту драгоценную жемчужину, которую купил, продавши всё своё имущество, некий человек в евангельской притче. Он много молился и ещё больше полюбил нищих, которым постоянно давал богатую милостыню. Однажды он ехал верхом по дороге около Ассизи и встретил прокажённого. Он всегда чувствовал большой страх и отвращение к прокажённым, но на этот раз сделал над собой усилие, сошёл с лошади и, поцеловав ему руку, подал ему милостыню. Получив ответный поцелуй от прокажённого, Франциск снова сел на лошадь и продолжал свой путь. С тех пор он часто бывал у прокажённых, носил им пищу, ухаживал за ними, а сердце его переполнялось неведомой ему раньше радостью, когда он слышал благодарность и благословление этих несчастных.
Мало-помалу он совсем оставил дом и прежние занятия, проводил всё время среди нищих и прокажённых или в небольшой часовенке святого Дамиана, которая ему особенно полюбилась.
Отец его, видя, что на сына нет никакой надежды, что помощника из него в торговле не выйдет, был им очень недоволен, бил его и силой удерживал дома. Наконец, он решил совсем выгнать его из дома и лишить наследства и обратился для этого к епископу.
Когда Франциска привели к епископу, епископ сказал ему: «Твой отец говорит, что ты раздражаешь его и порочишь его имя своим поведением. Если ты действительно хочешь служить Господу, то откажись от наследства и верни отцу, если у тебя есть, его деньги».
Франциск был сильно обрадован и сказал: – Отец мой, я отдам не только деньги, но и одежду, которая на мне, – и снявши с себя всю одежду он положил ее вместе с деньгами перед епископом. Отец сейчас же забрал всю одежду и деньги, а епископ покрыл голого Франциска своим плащом.
Таким образом, Франциск освободил себя от всего мирского, он оставил отца своего телесного, чтобы всецело служить Отцу Небесному, и сделался также беден и наг, как его друзья нищие, прокажённые, больные и голодные.
Однажды Франциск услышал, как в церкви Богородицы читалось то место Евангелия, где Христос посылает учеников на проповедь: «Ничего не берите с собой: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни денег, и не имейте по две одежды» (Лк.9:3).
Это место так поразило Франциска, что он воскликнул: «Вот, что мне нужно! Вот, чего я искал. Я буду исполнять это от всего сердца и изо всех сил».
Сейчас же он бросил свою обувь и палку, оставил себе только одну верхнюю одежду, которую подпоясал верёвкой и стал проповедовать, где только мог, слово Божие. Не был святой Франциск только слушателем слов Евангельских. Всё, что слышал, он старался сейчас же исполнять до последней буквы.
Он проповедовал простыми словами, но слова его были как огонь горячий и проникали в самое сердце. И слушающие удивлялись: «Не сын ли это Петра Бернардоне? Не его мы ли видели всегда за пиром и забавами? И вот он проповедует теперь чудными словами».
Многие люди были увлечены, как страстной проповедью Франциска, так и его жизнью, и в числе первых один богатый человек по имени Бернард, который, рассматривая подвижническую жизнь Франциска, решил в своём сердце продать и раздать нищим всё, что имел и жить как Франциск.
Поэтому он послал сказать Франциску, что очень желает его видеть по важному делу. Франциск очень обрадовался, так как догадался, для чего зовёт его Бернард, и надеялся найти в нём друга, которого он до сих пор не имел.
Итак, он пошёл к нему в дом и провёл у него в беседе всю ночь. К утру они решили идти в церковь и узнать там волю Господа о них; с ними пошёл некий Пётр, который тоже хотел стать братом. Там они горячо молили Бога, чтобы Он указал на свою волю. Затем Франциск, преклонивши перед алтарём колени, разогнул Евангелие, и открылась следующее место: «Если хочешь быть совершенным, иди продай имущество твоё и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах».
Франциск сильно возрадовался и открыл во второй и третий раз. И вышли следующие места: «Ничего не берите с собой в дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра и не имейте по две одежды» и «кто хочет идти за мной, пусть откажется от себя и возьмёт крест свой и за мной идёт». (Матф. 16, 24).
– Друзья мои, – сказал тогда Франциск, – вот вам устав наш, вот что надо делать нам с теми, кто присоединится к нам.
Сейчас же Бернард приступил к раздаче своего имущества. Франциск помогал ему.
Вскоре присоединилось ещё несколько братьев.
Так сложилось братство бедных, или орден меньших братьев, и число членов его всё увеличивалось.
Братья жили как нищие и не имели постоянного жилища. Большею частью они собирались у часовни святого Дамиана или у церкви Богородицы в Порциункуле.
Когда святой Франциск исполнился Духа Святого, он созвал своих учеников и сказал им: – Исполним, братья, то дело, к которому призвал нас Бог, не для самих себя, а для спасения многих людей. Мы должны пойти по всему миру, уча людей не столько словами, сколько примером, призывая их к покаянию и праведной жизни. Не бойтесь показаться слабыми и невеждами, но смиренно проповедуйте покаяние, уповая, что Бог даст вам силы для проповеди. Вы встретите людей, которые с радостью примут ваши слова, а к людям гордым, которые будут против вас, относитесь с кротостью и без злобы. Не бойтесь, потому что скоро к нам придут много знатных и мудрых и обратятся к Господу.
Когда все братья по двое разошлись проповедовать, святой Франциск выбрал и себе в спутники брата Эгида. Он был всё время ужасно весел, пел гимны Богу и прославлял Его за Его благость. Радость его была такова, как будто он нашёл огромное сокровище в евангельской бедности.
Те, кто слышали их, говорили: «что это за люди и что за слова говорят они?». В то время у людей совершенно не было любви к Богу, которая даже считалась глупостью. Поэтому о братьях говорили разно. Одни называли их дураками и полоумными, другие же замечали, что такие слова не от глупости. Какой-то слушатель рассказывал: – Или они действительно святые, или же сумасшедшие, потому что кто из разумных людей станет вести такую отчаянную жизнь, есть впроголодь, ходить босиком и одеваться в лохмотья?
Все же иные, видя святость их жизни, внимательно слушали их и даже присоединялись к ордену.
Так, через несколько дней к ним пришли три брата: Себастьян, Морит и Иоанн, и просили принять их в братство, и Франциск принял их с любовью.
Когда эти новые братья стали просить милостыню, то многие ничего не давали им, говоря им в насмешку: зачем вы раздали своё имущество? Вот и голодайте теперь.
А родители их и родственники всячески преследовали их и издевались над ними, как над сумасшедшими.
Даже местный епископ призвал как-то братьев и сказал им:
– Очень тяжела и сурова стала ваша жизнь с тех пор, как вы отказались от всякого имущества.
Но Франциск сейчас же ответил ему:
– Отец, если бы мы имели какое-либо имущество, нам понадобилось бы оружие, чтобы оберегать его. А отсюда пошли бы ссоры, неудовольствие и для любви к Богу ничего бы не осталось. Вот почему мы не хотим ничего иметь в этом мире.
Многие принимали братьев за воров и отказывались принимать их, боясь, что украдут что-нибудь, так что часто они не находили себе иного убежища, как паперти церквей или навесы около домов.
Однажды два брата ходили по Флоренции, но не могли найти себе ночлега. Подойдя к одному дому с балконом, они сказали себе: «Здесь мы хорошо могли бы провести ночь». Так как хозяйка дома отказывалась пустить их в сам дом, то они смущённо попросили позволения ночевать на балконе. Едва она разрешила им это, как пришёл её муж.
– Зачем, – сказал он, –ты позволила этим бродягам оставаться на нашем балконе?
Жена объяснила, что им нечего здесь украсть, и они остались.
Был сильный холод; им не дали ничего, чтобы покрыться. Соснув немного, согретые одним лишь божественным жаром и прикрытые только покровом совей владычицы – бедности, братья на заре пошли в церковь.
Хозяйка дома тоже пришла туда и, увидав братьев, которые усердно молились, сказала себе: «Если бы эти люди были воры и бродяги, как говорил мой муж, то они не молились бы так». И в то время, как она так размышляла, один человек по имени Гвидо, стал раздавать милостыню бедным, стоявшим в церкви. Подойдя к братьям, он и им хотел подать монету, но они отказались.
– Отчего, – спросил Гвидо, – вы не хотите принять денег, если вы бедны?
– Это правда, что мы бедны, – ответил Бернард, – но бедность не тяготит нас, так как по милости Бога, волю которого мы исполняем, мы сделались бедными по собственному желанию.
Он ещё больше удивился, когда узнал, что братья обладали большим имуществом, но из любви к Богу всё отдали.
Тогда и хозяйка дома и Гвидо переменили своё мнение о них и стали просить войти к ним в дом и оставаться, сколько захотят. Находились и такие дурные люди, которые всячески обижали братьев, даже отнимали у них одежду, а так как они носили только одну рясу, то оставались голыми, но они не требовали одежды назад, а терпеливо ждали, когда кто-нибудь, сжалившись, отдавал им похищенное обратно.
Иные совали им в руки игорные кости и приглашали играть, другие цеплялись им за полы и заставляли так тащить себя.
Всё это они терпеливо переносили, как научил их Франциск, и даже радовались таким искушениям, переносить которые помогал им Господь.
Видя, что братья терпеливо сносят обиды, не любят денег, воздержаны и живут между собой в согласии, многие раскаивались в своих злых шутках и просили у них прощения, которое братья давали им от всего сердца. Многие стали обращаться к ним с вопросами о спасении души и после беседы с братьями просили принять их в братство.
С радостью возвращались братья в Порциункул с новообращёнными, а когда встретились с Франциском и прочими друзьями, то забыли все невзгоды и страдания, которые перенесли во время проповеди.
Расскажем теперь о дальнейшей жизни и подвигах братьев.
Когда братья не ходили на проповедь, они жили в своих скитах. Жили они очень бедно, ничего не имели лишнего, спали на голом полу.
Однажды епископ Остий, который сделался потом папой, пришёл к братьям, жившим в Порциункуле. В сопровождении пышной свиты, духовенства и воинов он вошёл в дом, чтобы посмотреть спальню братьев. И вот он увидел, что братья спят на земле, подложив под себя жалкие соломенные подстилки, и заплакал перед всеми, говоря: «Вот как спят братья, а мы пользуемся всякими удобствами! Что будет с нами за это?»
Так они ежедневно молились и работали своими руками. Франциск говорил:
-Тёплые люди, то есть вялые и ничего не делающие, будут извергнуты из уст Божьих.
И сам он постоянно работал, не теряя ни минуты времени.
-Я хочу, – говорил он, – чтобы братья мои работали и смиренно упражнялись во всяких подвигах, чтобы не быть нам в тягость людям: а кто не умеет работать, пусть учится.
Часто братья вставали среди ночи и пламенно молились со слезами и вздохами. Они были связаны сильной любовью и служили друг другу, смотрели друг за другом, как мать за ребёнком. Они так любили друг друга, что каждый с радостью предал бы смерти своё тело не только за Христа, ради спасения души, но и за каждого брата.
Они ничего не называли своим, но по заповеди апостолов всё считали общим, братским. А если кто приходил просить что-либо, то они с радостью отдавали всё, что имелось.
Так, однажды зимой Франциск был в плаще из куска холста, который сшил себе один близкий брату человек. Попалась ему в это время навстречу нищая старуха и попросила милостыню; Франциск сейчас же снял с себя плащ и, хотя он был чужой, отдал старухе со словами: «Ступай и сделай себе из этого платье, в котором ты нуждаешься».
Старуха была поражена не то страхом, не то удивлением, потом схватила полотно, засмеялась и, побежав к себе, сейчас же стала кроить его ножницами, как бы боясь, что его у неё отнимут. Однако оказалось, что на платье полотна не хватает, и старуха опять пошла к святому.
Тогда святой посмотрел на своего друга, на котором был тогда плащ, и сказал: «Слышишь, что говорит старуха? Дадим ей твой плащ, чтобы у ней вышло платье».
В другой раз, когда святой находился в церкви Богородицы в Порциункуле, пришла туда некая старуха, которая отдала своих сыновей в орден, и просила милостыни.
Франциск обратился к брату Петру и спросил его, нет ли чего-либо, чтобы дать старушке. «Ведь она мать наших братьев, следовательно, и наша мать». Пётр ответил: «Дома у нас ничего нет, а в церкви только и есть, что Евангелие, по которому мы молимся утром». В это время братья не имели ни служебника, ни псалтири. И Франциск тогда сказал: «Тогда отдай ей Евангелие, пусть она продаст его и купит, что ей нужно. Я верю, что это больше понравится Господу и его святой Матери, если мы будем держать Евангелие у себя». С этими словами отдали старухе Евангелие.
Ещё раз случилось, что в то место, где пребывал Франциск, пришёл нищий и Христа ради просил у братьев кусок материи, чтобы укрыться от холода.
Услышав это, Франциск сказал одному из братьев:
-Поищи, может быть найдётся какая-нибудь одежда, и отдай её бедняку.
И обойдя весь дом, брат сказал, что ничего не нашёл. Но чтобы нищий не ушёл с пустыми руками, Франциск потихоньку вышел, чтобы не помешал ему guardianus, взял ножик и хотел уже отрезать кусок своей рясы, чтобы отдать нищему.
Но guardianus почувствовал, что что-то неладно, пошёл за Франциском и помешал ему в этом, так как был сильный холод, а Франциск был нездоров. Тогда Франциск сказал:
– Если ты не хочешь, чтобы я дал ему от своей рясы, то отрежь ты от своей. Брат сейчас же отрезал кусок своей рясы и отдал нищему.
Местность возле Монте-Казале долго разоряли три разбойника. Однажды они пришли в монастырь и просили настоятеля дать им есть, но тот ответил им очень сурово:
-Ступайте отсюда, злодеи; вы не только не стыдитесь разорять и убивать людей, а ещё приходите отнимать милостыню у служителей Господа.
Те ушли, исполненные гнева. Но вот приходит Франциск с хлебом и кувшином вина, милостыней, которую он только что собрал. Узнавши от настоятеля о его поступке, Франциск стал сильно порицать брата за жестокость.
-Повелеваю тебе во имя святого послушания, – сказал он, возьми немедленно этот хлеб и вино и ступай искать по горам и ущельям этих разбойников, пока не найдёшь их. Отдай им всё от моего имени, стань пред ними на колени и смиренно проси прощения.
Брат сделал так, как было ему приказано, а между тем Франциск молил в это время Бога, чтобы он обратил к вере этих разбойников. И те вернулись вместе с братом в монастырь и, получивши от святого уверенность, что Бог простит им грехи их, вступили в братство, в котором жили и умерли в благочестии.
Весьма скоро число братьев так увеличилось, что нужно было устроить множество новых монастырей по всей Италии, а так как среди желающих следовать за Христом оказались и многие женщины, то появилась и женская обитель. Основательницей его, первым цветком, который насадил Франциск, его любимой духовной дочерью была святая Клара, о которой мы сейчас расскажем.
Святая Клара девушкой жила в Ассизе и была дочерью знатных родителей. Ей было шестнадцать лет, когда она обратилась к Христу, возраст, в котором душа смущается неясными порывами, ищет труда и подвига.
Она услышала однажды проповедь святого Франциска. Проповедник стоял в бедном рубище, босой, подпоясанный верёвкой, простыми словами он говорил о любви к Богу, о радости, которую получают, кто идёт к нему; он говорил как бы вне себя, он смеялся и плакал проповедуя, и лицо его сияло такой возвышенной любовью, что Клара почувствовала в его словах то самое, чего она так страстно искала.
Она пришла к святому, раскрыла ему свою душу и объявила о своём непременном желании отдать всю свою жизнь исполнению евангельских заповедей.
До глубины души Франциска проникли слова этой чистой пламенной души, духовным взором он увидал, что перед ним будущая святая и обещал сделать всё по её желанию.
В Вербное воскресение, ночью, пришла Клара, тайно от родителей в церковь Богородицы в Порциункуле. Братья служили заутреню. Одежда их была бедна, церковь пуста и лишена всяких украшений, но сердца братьев пылали такой любовью, их лица горели такой преданностью Богу, что Кларе казалось, будто она стоит среди ангелов.
Она знала, какие тягости и страдания предстоят ей, но её сердце радостно билось в ожидании этих подвигов.
Был совершён обряд пострижения, и Франциск сам отвёл невесту Христову в ближайший монастырь, а так как число женщин, последовавших за Кларой, увеличивалось, то Франциск устроил им скит у часовни святого Дамиана.
Во время жизни Франциска и некоторое время после его смерти между обителью братьев у церкви Богородицы и монастырём Клары были самые близкие отношения. Франциск часто проповедовал в церкви сестёр, или просто вёл с ними длинные беседы. Сёстры также навещали братьев в их обители.
После больших трудов Франциск часто отдыхал у Клары, для чего она даже построила ему у часовни шалаш из камыша.
В трудные минуты усталости и сомнений Клара поддерживала своего учителя на его тяжёлом пути и напоминала ему те цели, которые он иногда хотел оставить. Так, мы знаем, что однажды Франциск сильно мучился сомнениями, продолжать ли ему проповедь и труды по насаждению слов Божиих по всему миру, или же всецело предаться уединению, молитве и созерцанию. Он спросил совета у Клары, и та, помолившись с сёстрами, поддержала его в его сомнениях, давши ему совет продолжать своё апостольское дело, к которому и призван был от Бога.
«Иго моё благо и бремя моё легко», говорил Спаситель, и братья видели оправдание этих слов в своей жизни. Освободившись от имений своих, свободные от забот мирских, они радостно отдавались работе Господней, получая постоянно Божественную помощь.
Конечно, первое время было очень трудно привыкать к новой жизни. Трудно побороть свою гордость и унизиться до положения нищего, переносить голод, насмешки и даже побои, и братья не сразу могли привыкнуть к таким лишениям, но Франциск пользовался каждым случаем, чтобы объяснить им преимущества бедности и возбудить их ревность к евангельской жизни.
Однажды Франциск с братом Массео собирали подаяние в одном городе во Франции. Так как Франциск был очень тщедушен и мал ростом, и жители, которые не знали его, принимали его за жалкого нищего, то ему удалось собрать только несколько маленьких кусочков чёрствого хлеба; брат же Массео, который был высок и статен, набрал в изобилии хороших, больших кусков и даже целых хлебов.
Когда они набрали довольно, то сошлись за городом, чтобы поесть, в местечке у светлого ручья, подле которого находился красивый, плоский камень. Оба они выложили на этот камень, что собрали, и , когда Франциск увидал, как много хлеба принёс брат Массео, то воскликнул в восторге: «О, брат, мы недостойны такого сокровища!»
Но брат Массео ответил с неудовольствием:
– Отец, как можешь ты находить сокровище там, где только скудость и недостаток во всём. Ведь у нас нет ни скатерти, ни ножей, ни блюд, ни чашки крова, ни стола, ни слуг – и ты находишь, что мы богаты.
– В этом самом и заключается богатство, – ответил подвижник; – тут искусство человеческое ни при чём: всё, что мы имеем, всё это от благого Провидения. Посмотри на этот хлеб, на этот прекрасный камень, который служит нам столом, на этот прозрачный источник. Мне хочется молиться Господу, чтобы он научил нас всем сердцем любить сокровища святой бедности, которому послужил сам Господь.
Истинный друг и подражатель Христа Франциск, презирая всё, что в мире считается хорошим, больше всего ненавидел деньги. Он сам убегал от них, как от дьявола, и учил тому же братьев. Он постоянно говорил братьям, чтобы на деньги они смотрели так, как на навоз. Однажды случилось так, что какой-то римлянин вошёл в церковь Богородицы, чтобы помолиться и положил, как милостыню, денег около креста, а некий брат, по простоте своей, взял их и положил на окно. Когда Франциск узнал об этом, провинившийся брат бросился к Франциску просить прощения. Франциск рассердился на него, строго выбранил за то, что тот притронулся к деньгам, и приказал ему взять собственным ртом с окна эти деньги и бросить их в ослиный помёт. Братья, видевшие всё это, исполнились страха и с того времени ещё больше стали презирать деньги, которые их учитель приравнял к ослиному помёту.
В другой раз, проходя через Болонью, Франциск услышал, что братья построили себе там дом. Как только он узнал, что дом этот братья считают своим, он повернул обратно, вышел из этой области, строго приказав, чтобы братья сейчас же удалились из этого дома и никогда более не поселялись бы там. Все братья ушли оттуда, так что даже больных не оставили там и не приходили туда до тех пор, пока Гуго, епископ Остии, не уверил Франциска, что этот дом принадлежит ему, епископу.
Вот ещё рассказ о том, как ревностно святой Франциск боролся против всяких уклонений от обета бедности.
Однажды, после того, как Франциск вернулся из своего путешествия в Египет, некий ученик, разговаривая с ним об обете бедности, желал узнать мнение и волю святого. Франциск ответил ему: «Правило бедности я понимаю в том смысле, что братья не должны ничего иметь кроме- верхней одежды, верёвочного пояса и капюшона и только в случае крайней необходимости – обуви».
«Но что же мне делать, – спросил ученик, с моими книгами – их у меня до пятидесяти?»
Франциск ответил: «Я не могу, я не должен и не могу идти против моей совести и против Евангелия». Услышавши это, ученик сделался печальным, а Франциск, видя это с большим волнением воскликнул: «Вы хотите, чтобы люди называли вас меньшими братьями, ревнителями Евангельского совершенства, а на деле хотите заводить сундуки со всяким добром!»
Сам Франциск буквально и строго исполнял Евангельские предписания с основания ордена до самой смерти.
Но он предостерегал братьев от преувеличений в посте, как показывает следующий случай.
Случилось раз, в то время когда Франциск с братией пребывал в Риво-Торто, как-то ночью, когда все братья спали, один из братьев сталь кричать: «Умираю! умираю»! Напуганные братья проснулись. Проснулся Франциск и сказал: «Подымитесь, братья, и зажгите огонь». Когда огонь зажгли, Франциск спросил: «Кто это кричал?» и брат один ответить: «Это я, потому что я умираю от голода».
Тогда Франциск сейчас же велел приготовить еду и по своей любви и доброте ел сам вместе с ним и приглашал других братьев есть, чтобы голодному брату не было стыдно.
Этот брат, как все новообращенные, через меру истощал свое тело, и поэтому, после еды Франциск сказал братьям: «Дорогие мои, пусть каждый из вас удовлетворяет свое тело, насколько оно требует. Рассматривайте свою природу, сколько каждому из вас надо пищи, чтобы тело ваше могло служить Господу».
В другой раз, размышляя о душе и теле, святой Франциск говорил: «В еде, питье, сне, и во всём, что нужно для тела раб Божий должен с рассуждением удовлетворять свое тело, иначе наше тело может возроптать: «Я не могу, – скажет оно, – прямо стоять на молитве, не могу делать никаких добрых дел, потому что ты не удовлетворяешь моей нужды».
«А если раб Божий станет разумно удовлетворять все потребности своего брата–тела, а оно за-ленится, станет дремать на молитве, уклоняться от работы,–тогда придётся наказать его немного, как скверное, ленивое животное, которое требует пищи, а работать не хочет».
Теперь мы расскажем о том, что было самое главное в жизни Франциска, – о его непрестанной любви к Богу и Спасителю мира Христу.
Он с такой любовью и так живо чувствовал страдания и муки Христа, так сокрушался каждый день об его страстях, что на свои болезни не обращал никакого внимания. Почти всю жизнь он страдал болезнями желудка, печени и селезёнки, а потом стали сильно болеть глаза, но он не хотел лечиться. Епископ Остии, видя, что он сильно болен и что он может совершенно ослепнуть, с любовью убеждал его лечиться: «Ты не хорошо делаешь, что не обратишься к врачу: ведь жизнь твоя и здоровье твое крайне нужны твоим братьям, мирянам, всей церкви. Ты всегда с таким состраданием относишься к своим больным братьям–почему же к себе ты так жесток?»
Но святой все же считал за лучшее следовать непрестанно примеру кроткого, страдающего Христа, в чем он находил всегда большую отраду.
Однажды он шёл один недалеко от церкви Святой Mapии в Порциункуле и громко рыдал. Один человек из духовных встретил его и боясь, не заболел ли он чем, спросил его: «Что с тобой, брат?» Франциск ответил: «Я пойду по всему миру и буду громко без стыда плакать о страданиях Господа моего». Тогда встречный и сам стал плакать с ним и проливать слезы.
Но эта любовь и постоянная жизнь во Христе давали ему и радость, такую сильную и постоянную, что людские радости ничто перед тем непрестанным весельемъ духовным, в котором пребывал святой. Он очень любил игру и пение, и сам постоянно пел гимны Господу, иногда делая вид, что аккомпанирует себе на скрипке.
Ревнуя о радости духовной, он это же свойство любил видеть у своих братьев и часто сердился, когда видел их грустными и огорченными.
– Радость духовная, – говорил он, – проистекает от чистоты духовной, и кто старается постоянно иметь ее, тому и бесы не могут причинять вреда, и наоборот, они очень рады, когда могут как-нибудь помешать нашей радости, которая бывает от чистой молитвы и других духовных подвигов.
В другой раз Франциск говорил:
– Я знаю, что бесы ненавидят меня за всё то, что я получил от Господа, и я вижу, что когда они не могут повредить прямо мне, они стараются причинить мне вред через моих друзей, но когда и этого не смогут сделать, то с большим срамом уходят. Когда я впадаю в искушение и уныние, стоит мне взглянуть на радость друзей моих, и я сам начинаю радоваться, а искушение и уныние проходят.
Однажды он остановил брата, у которого быль печальный вид, и сказал ему: «Почему ты перед всеми выказываешь свою печаль и дурное настроение? Свою грусть ты должен открывать только Богу, чтобы он по милосердию своему простил тебя и послал радость твоей душе, которой ты справедливо лишился за свои грехи. А передо мной и братьями ты всегда должен иметь веселый вид: рабу Божьему совсем не пристало ходить с огорчённым, печальным лицом и смущать этим братию.
На вопрос, какова должна быть радость раба Божия, он однажды дал очень ясный ответ: «Блажен тот, который получает сладость душевную и веселие только в святых поучениях и трудах Господних, которыми он возбуждает в людях радостную любовь к Богу; но горе тому, кто забавляется праздными и глупыми словами и этим возбуждает в людях смех».
Он не любил унылого вида ещё потому, что часто он указывает на леность, вялость и нерасположение к добрым делам. Но он любил видеть в братьях и серьезность и говорил, что она служит стеной и крепким щитом против стрел дьявола, а душа без этой защиты похожа на воина без доспехов, окруженного многочисленными и вооруженными врагами.
Было бы слишком долго и трудно описывать все то, что сделал и чему учил прославленный отец, в то время как он пребывал в плоти. Кто может изобразить его любовь, которой он горел ко всему, что было от Бога? Кто расскажет ту сладость, которую испытывал он, рассматривая благость Божию в его созданиях? Он постоянно исполнялся несказанной радостью, когда видел солнце, когда смотрел на луну, звёзды, небо. Даже обыкновенных червей он любил и заботливо убирал их, если видел на дороге, чтобы кто-нибудь не раздавил их. На зиму он снабжал пчёл мёдом, чтобы они не умерли с голоду, и во всех тварях он не уставал славить Бога, создавшего их.
Однажды Франциск проповедовал в замке Савурньяно. Ласточки громко щебетали кругом, так что он приказал им умолкнуть до окончания проповеди, и те повиновались.
Тогда он стал поучать с таким дивным одушевлением, что все обитатели замка, мужчины и женщины, увлечённые его словом, были готовы тут же покинуть замок и следовать за ним.
Но Франциск удержал их, говоря:
– Не торопитесь еще: я дам вам указания, что надлежит вам делать для спасения душ ваших.
Он простился с обитателями замка, оставив их исполненными утешения.
Он шёл, исполненный рвения, когда, взглянув вверх, он увидал подле дороги деревья, на которых сидело великое множество птиц. Изумлённый и восхищённый их множеством, Франциск обратился к своим спутникам со словами:
–Обождите меня здесь. Мне хочется побеседовать с птичками, моими маленькими сёстрами.
И, сойдя с дороги в поле, он обратился к тем из них, которые сидели на земле, а остальные, заслышав его слова, слетали с деревьев к его ногам и сидели неподвижно в продолжение всей проповеди. Но и по окончании её они не улетали, пока он не дал им своего благословения.
Впоследствии брат Массео рассказывал брату Иакову, что Франциск прохаживался среди пташек, лаская их краем своей одежды, и ни одна из них не улетала.
Наконец, в заключение проповеди, он отпустил их, осенив их крестным знамением, причём они тотчас же поднялись на воздух, огласив окрестность дивным пением.
Погружённый в любовь к Богу блаженный Франциск видел Бога не только в тварях, особенно отличённых Творцом, но во всякой твари. Особенно он любил жаворонков. Он говорил о них: «Братья, жаворонки похожи на нас; так же бродят они по дорогам, ищут себе зёрен и где находят, клюют, так же они славят Бога своим пением, презирают земное и больше пребывают высоко в небе. Одежда их, перья цветом похожа на землю, и это тоже пример нам, чтобы не заботиться о дорогих цветных одеждах».
И жаворонки любили его. Господу было угодно, чтобы они проявили свою любовь к нему в самый день его смерти. В субботу вечером, после захода солнца, когда душа святого отошла к Господу, огромная стая этих птичек прилегала на крышу дома, где лежал святой, и громким пением казалось, славила Бога.
Он изобиловал духом любви и жалости не только к людям, но ко всякой твари, пресмыкающейся, летающей и ко всем, другим бессловесным созданиям, но больше всего он любил маленьких ягнят.
Однажды он проходил через Анкону и увидал большое стадо коз и козлов и между ними одного ягненка.
Когда Франциск увидал его, то был тронут сильной жалостью и сказал братьям:
– Видите вы этого ягненка, который так кротко идет среди козлов? Так сам, говорю вам, ходил и Христос между книжниками и фарисеями. Поэтому прошу вас, милые, достаньте как-нибудь у пастуха этого ягненка и воспитаем его у себя.
Но братья ничего не имели, кроме одежды, и только проезжий купец выручил их, заплатив пастуху, сколько следовало за ягненка.
То же самое в другой раз Франциск выкупил двух ягнят у мясника, когда тот собирался их зарезать.
А как он радовался цветам, как он любил их красивые формы, цвет и запах! Когда он видел луг с цветами, он сейчас же начинал проповедовать им и приглашать к прославлению Бога. То же самое восхищали его нивы, виноградники, камни, лес, ручьи, цветущие сады, земля и огонь, воздух и ветер. Все создания он называл своими братьями.
Воду Франциск любил за то, что она знаменует святое раскаяние, которым омывается душевная грязь и за то, что первое омовение души совершается водой крещения. Поэтому, когда он мыл себе руки, он выбирал такое место, где вода, которая стекала с рук, не могла быть попрана ногами.
Брату, который рубил дрова для очага, он советовал никогда не рубить всего дерева, чтобы всегда оставалась нетронутой некоторая часть дерева, из любви к тому, кто на деревянном кресте содеял наше спасение.
То же сам он говорил брату, который устраивал огород, чтобы он не вскапывал всего огорода под овощи, а часть оставил бы для полевых трав, которые в своё время произведут цветы, из любви к тому, кто называл себя цветком полевым, лилией долин. Он советовал устроить в углу сада небольшой цветник, насадить там разных благовонных трав и растений с красными цветами, чтобы они своей краснотой побуждали людей славить Творца.
Часто, созерцая красоту всего сотворенного, он приходил в такую радость, что нельзя было сказать, на земле ли его дух в это время или на небе.
Все предметы мира доставляли ему такую радость и утешение, что незадолго до своей смерти он написал некий гимн Творцу за его создания, для того, чтобы побуждать людей к прославлению Господа, чтобы Господь славился в тварях своих.
Вот этот гимн:
О добрый Господи, великий, всемогущий,
Хвала тебе, благодаренье, слава!
Один достоин славы ты и чести,
А из людей достойных нет, кто смел бы
Произнести Твое святое имя
Хвала Тeбе, Господь, в твоих твореньях.
Ты создал брата-солнце, что сверкает
Могучим блеском с неба, день даёт нам,
И образ Твой напоминает видом.
Хвала Te6е, Ты создал месяц, звёзды,
Как ясно с неба льют они сиянье!
Хвала Тебе за ветер, воздух, небо,
За облака, за всякую погоду,
Которую даёшь Ты в помощь твари.
Хвала за кроткую сестрицу вашу воду,
Веселую, прозрачную как слёзы.
Хвала Тебе за то, что брат огонь
Твоим веленьем освещает ночи,
Такой красивый, яркий и могучий.
Хвала Тебе за землю, нашу мать,
Которая нас на себе покоит,
Заботится о нас, плоды приносит
И травы разные и пёстрые цветочки.
Хвала Тебе за тех, чьё сердце склонно
Прощать людей, любви Христовой ради,
Кто утешает нас в болезнях, горе
Блаженны те – они, почиют в мире,
И ангелы украсят их венцами,
Хвалите же, благодарите Бога,
Служите Господу со страхом и смиреньем.
Такая жизнь в любви и непрестанных трудах не замедлила проявиться в чудесных знамениях любви Господа к Франциску и братьям. Так однажды, когда Франциск только что образовал братство меньших братьев, он собрал своих друзей около себя, чтобы побеседовать с ними о Христе и в усердии души своей приказал одному из них, чтобы он отверз уста и по внушению Духа Святого говорил о Господе. Брат повиновался и беседовал о Боге с чудной благодатью, пока Франциск, приказав ему замолчать, не велел другому брату продолжать вместо него. Послушался и тот и мудро беседовал о Господе. И ему святой повелел наконец замолчать, приказав говорить третьему. Сей брат говорил с такой глубиной о Господних тайнах, что Франциск ясно увидел, что он, так же как и первые два, говорит по внушению Духа.
Эго подтвердилось чудным явлением и особым знамением: внезапно среди беседы братской появился Христос в образе прекраснейшего юноши и благословил братьев так милосердно и благостно, что все, ощутив духовное восхищение, упали почти замертво, потеряв всякое сознание обо всём мирском.
Когда все пришли в себя, Франциск сказал: «Дорогие и любимые мои братья, возблагодарите
Господа, захотевшего устами простых людей поведать нам сокровища Божественной мудрости: Единый Господь только может отверзать уста немым и языком простых возвещать свою Пре-мудрость».
Другое явное проявление Божией благодати, а таких проявлений было множество, случилось во время трапезы Клары с Франциском.
Когда Франциск находился в Ассизе, он часто посещал монахиню Клару, беседовал с нею в давал ей благочестивые советы. Она имела великое желание разделить с ним когда-нибудь трапезу и много раз просила его об этом, но он отказывал ей в этом утешении.
Видя её желание, друзья Франциска сказали ему:
– Отче, нам кажется, что твоя суровость не внушена тебе божественным милосердием. Сестра Клара столь любезная Господу дева, что ты мог бы исполнить такое незначительное её желание: вспомни, что она, вняв твоей проповеди, отреклась от всех богатств и почестей мира. Воистину, если бы она попросила у тебя чего-нибудь большего, и тогда ты должен был бы исполнить это для своей духовной дочери.
– Что думаете вы, то думаю и я, – сказал святой. – Но чтобы она испытала еще большее утешение, пусть она придёт разделить с нами трапезу к Марии Ангелов: давно она уже заключена в своём монастыре и ей будет приятно снова увидать убежище Марии, где она постриглась и стала монахиней. Там мы и откушаем во имя Господне.
В назначенный день Клара с одной из сестер покинула монастырь и сопровождаемая несколькими братьями пришла к Марии Ангелов.
Помолившись Деве Марии у того самого монастыря, где она приняла пострижение, Клара, пока ещё не наступило время трапезы, пошла осматривать монастырь.
В это время Франциск приготовлял трапезу и, как всегда, велел поставить всю еду на землю.
В назначенный час братья и сестры смиренно разместились вокруг еды на монастырском дворе.
Взявшись за первое блюдо, Франциск начал говорить о Господе с такой глубиной и чудесной усладой, что божественное осенение снизошло на всех них. Все почувствовали себя духовно восхищенными и пребывали в этом восхищении, подняв глаза свои и руки к небу.
В это время жители Ассиз, Беттоне и всех окрестных селений узрели монастырь Марии Ангелов, а также все окрестные леса как бы объятым пламенем. Думая, что это пожар, все жители поспешно сбежались туда, но приблизившись, увидали Франциска, Клару и всех братьев восхищенными и пребывающими в созерцании.
Они поняли тогда, что видели божественный огонь, указывающий на огонь божественной любви, которым воспылали души сестёр и братьев.
Они удалились с великим для себя назиданием и научением, а Франциск, Клара и другие пришли в себя п почувствовали себя столь насыщенными пищей духовной, что и не вспомнили о грубой земной еде.
Франциска, которое он обнаружил, поевши куриного мяса.
Несмотря на все свои чудеса и подвиги, Франциск отличался удивительным смирением, как показывают два рассказа, которые мы сейчас приведём здесь.
Случилось однажды, что он, будучи удручаем болезнью, поел немного куриного мяса, а когда силы его от этого немного восстановились, он пошёл в Ассизи. Когда он подошёл к городским воротам, то велел брату, который его сопровождал, чтобы тот привязал ему веревку на шею и вёл бы его таким образом по городу, выкрикивая:
–Вот обжора, который наелся куриного мяса тайно от вас.
Много народу сбежалось на такое необычайное зрелище, и глядя на него, многие с плачем и вздохами говорили:
–Горе нам, несчастным! что же должны делать мы, совершенно погрязшие в грехах?
– В первые времена проповеди Франциск находился однажды с братом Львом в таком месте, где невозможно было достать книг для совершения богослужения. Тем не менее, когда настал час утрени, Франциск сказал брату Льву: «Милый, у нас нет требника, чтобы прочесть утреню, но так как приспело время воспеть хвалу Господу, я буду говорить, а ты отвечай мне, как я тебе укажу. Я скажу: «О, брат Франциск, ты содеял столько злого и грешного в сём мире, что достоин ада. Ты же, брат Лев, отвечай: воистину, ты заслужил того, чтобы быть ввергнутым в недра адские».
Брат Лев отвечал с простотой голубя: «Слушаю, отче: начинай же во имя Господне».
Тогда праведник сказал: «О, брат Франциск, ты совершил столько злого и грешного в мире сём, что достоин ада». А брат Лев ответил: «Господь сотворил через тебя столько блага, что ты попадёшь в рай».
Франциск остановил его:
– Не нужно так говорить, брат Лев, но, когда я скажу: брат Франциск, ты сделал столько беззаконий, что достоин всех его проклятий, ты отвечай так: «Воистину ты заслужил проклятия от Бога».
И брат Лев отвечал:
– Хорошо, отче.
Тогда Франциск со слезами и воздыханиями, ударяя себя в грудь, воскликнул громким голосом:
– О, Боже мой, Господь неба и земли! Я содеял против тебя столько грехов и беззаконий, что за всё это заслужил твое проклятие.
И брат Лев ответил:
– О, брат Франциск, Господь помилует тебя, и ты, станешь благословеннейшим среди благословенных.
Праведник, изумлённый тем, что брат Лев отвечает как раз противоположное тому, что он ему внушает, сказал ему:
– Зачем ты не отвечаешь мне так, как я учу тебя? Приказываю тебе во имя святого послушания отвечать мне по моему указанию. Я скажу так: «О, брат Франциск, жалкий человек, зная за собой столько прегрешений против отца милостей и Господа утешения, думаешь ли ты, что он сжалится над тобой? Ты же, брат Лев, овечка Божия ответишь: «Недостоин ты милосердия Божия».
Но брат Лев отвечал:
– Бог-Отец, милосердие которого бесконечно превосходит все твои прегрешения, осыплет тебя своими щедротами.
При этом ответе Франциск, слегка раздосадованный, но сдерживая себя, кротко сказал брату Льву:
– Откуда у тебя столько самомнения, что ты действуешь против святого послушания и столько раз отвечаешь иначе, чем я приказываю тебе?
– Бог видит, отец мой, – ответил брат Лев смиренно и почтительно, – что я желал всем сердцем отвечать тебе по твоему указанию, но Господь заставлял меня говорить иначе.
Франциск был изумлен и, обратившись к брату Льву, умолял его сказать на этот раз так, как он научил его.
– Во имя Господа, – сказал брат Лев, – говори, и я, наверное, отвечу тебе на этот раз так, как ты желаешь.
Тогда Франциск сказал со слезами:
– О, брат Франциск, жалкий человек, неужели ты надеешься, что Господь сжалится над тобой?
И брат Лев отвечал:
– Да, Господь осыплет тебя своими милостями. Он вознесет тебя и прославит на вечные времена, ибо унижающий себя, возвысится. Я не могу говорить иначе. Господь глаголет моими устами.
Так, в этой борьбе смирения, облитые слезами и исполненные духовного утешения, Франциск и Лев бодрствовали до утра.
К концу жизни святого стали беспокоить разные болезни, которые развились у него от слишком подвижнической жизни и от неустанных трудов. В продолжение восемнадцати лет своей жизни он почти ни разу не отдохнул, как следует, обходя разные страны и неся слово Божие. Жажда распространить Евангельские заповеди по всему миру была так велика, что он, бывало, в один день посещал четыре–пять деревень, проповедуя царство Божие.
Но, по условиям человеческой природы, тело его, внешний человек день ото дня разрушался необходимым образом, хотя внутренний человек совершенствовался. Когда он так ослабел, что не мог больше ходить пешком, он ездил на осле и так проповедовал.
Чувствуя, что ему недолго осталось жать, святой захотел вернуться в родные места, чтобы умереть в монастыре в Порциункуле, который он так любил.
– Это место святое,–говорил он,–подлинное жилище Бога. Там Господь умножил нас, там он светом истины просветил наши сердца, там мы получали всё, о чём молились.
С большим трудом доставили братья своего больного учителя в Ассизи.
Умирающий святой лежал в покоях епископа, а жители города, боясь, чтобы братья не унесли бы куда-нибудь в другое место мощи святого, если он умрет ночью, собрались к дому епископа и стерегли выходы.
А Франциск в это время постоянно просил своих друзей петь ему псалом, чтобы утешить душу. Брат Илия, видя, что Франциск, несмотря на болезнь и близость смерти, так радуется и громко славит Бога, сказал ему: «Дорогой отец, я очень утешен твоей радостью, по что подумают люди собравшиеся со всех окрестностей, слыша, что ты перед самой смертью поёшь псалмы день и ночь. Они скажут: «Как может он радоваться, когда ему надо помышлять о смерти».
Тогда Франциск с живостью и волнением ответил: «Оставь меня радоваться о Господе, потому что в немощи моей я так соединён сейчас с Богом по милости Духа Святого, что не могу не веселиться и не петь ему хвалу».
Однажды посетил его некий врач из Ареццо, который был другом Франциска. «Что ты думаешь,– спросил его Франциск,–о моей болезни?» Врач ответил: «Если Бог даст, тебе будет хорошо». Тогда Франциск спросил его: «Скажи мне правду, как тебе кажется, скоро ли я умру? Не бойся говорить правду, потому что, по милости Духа Святого, я так соединён с Господом Моим, что не боюсь умереть и смертью буду доволен так же, как и жизнью».
Тогда врач сказал: «Знай же, что по нашей науке болезнь твоя неизлечима, и я думаю, ты умрешь в конце сентября, или в начале октября». Тогда Франциск с благоговением простёр руки и с сильной радостью в лице и в голосе воскликнул: «Приходи же счастливо, сестра моя, смерть!»
После этого какой-то брат сказал ему: «Отец, жизнь и подвиги твои являются светом и примером не только братьям твоим, но и всей церкви; такой же будет и смерть твоя, и хотя она повергнет братьев твоих в печаль и горе, для тебя однако будет утешением и бесконечной радостью, потому что от величайших трудов ты перейдешь к великому покою, от тягчайших горестей и испытаний к вечному миру, от бедности, которую ты возлюбил здесь и которой так совершенно служил, к бесконечным богатствам, и, наконец, от временной смерти к вечной жизни, в которой ты лицом к лицу увидишь Господа Бога которого ты так пламенно любил в этом мире».
Тогда Франциск, несмотря на усиливавшуюся боль, нашел в этих словах новую для себя радость, стал славить Бога и сказал брату: «Позови скорее сюда брата Ангела и брата Льва, пусть споют они мне о сестре моей смерти».
Пришли оба брата печальные, огорчённые и сквозь слёзы пропели ему гимн брату солнцу, который сочинил святой, а Франциск прибавил к этому гимну еще несколько стихов о сестре смерти:
За смерть телесную хвалю тебя Господь,
Сестру могучую, которой не избегнет
Никто живущий. Горе тем, кого застанет
Она в грехах, но как блаженен будет,
Кто свято дни своей проводит жизни!
Сестра их смерть не причинит им боли.
Как радостно жил, так радостно и умер блаженный Франциск, и стая жаворонков спустилась на крышу дома, где лежало его тело, и громким пением сопровождало на небо душу почившего.
В ту неделю, когда преставился блаженный Франциск, Клара, первая из бедных сестёр, ревностная последовательница святого Франциска в соблюдении евангельского совершенства, боясь умереть раньше него–оба они были больны в то время,–горько плакала и не могла утишиться, потому что не надеялась больше увидеть своего единственного, после Бога отца, утешителя и учителя.
Блаженный Франциск узнал об этом от одного из братьев и сильно взволновался, как отец её, потому что очень любил её. Он видел, что не может исполнить её желания, и чтобы утешить её и её сестёр, послал ей в письме свое благословение, отпустил ей, если она погрешила против его наставлений и заповедей Господних, и чтобы прогнать у ней всякую печаль, сказал брату, которого посылали с письмом: «Иди и скажи сестре Кларе, чтобы она перестала горевать и печалиться: она не может сейчас видеть меня, но пусть знает, что до своей смерти она и сёстры увидят меня и утешатся».
Утром, после смерти святого, толпа народа и весь причт из Ассиз пришли к телу его, подняли его и с пением гимнов понесли к монастырю Сен-Дамиана, где была Клара с сёстрами. Таким образом, исполнилось слово Франциска. Братья поднесли тело его к окну, где лежала Клара, и держали его в таком положении до тех пор, пока Клара и сёстры не утешились его созерцанием, хотя и были удручены большим горем и много плакали, видя себя лишёнными поучений и утешений такого отца.
____________________
войдут издания по религиозным, общественным и религиозно-общественным вопросам, связанные между собой внутренне единством замысла и единством мировоззрения. «Библиотека» распадается на две серии, отличающиеся друг от друга по цене, размерам и изложению: первая серия имеет в виду читателя интеллигентного, вторая предназначается для народа.
Серия I (Для интеллигенции).
1.Проф. С. Н. Булгаков. Неотложная задача (О союзе христианской политики) Ц. 15 к.
2.В. Свенцицкий. «Христианское Братство Борьбы» а его программа.Ц. 10 к.
3.В. Эрн. Христианское отношение к собственности. Ц. 15 к.
4. А. С. Волжский. Ф. М. Достоевский. (Жизнь и проповедь)
5. А. С. Волжский. Гаршин, как религиозный тип. Ц. 15 к.
6. Проф. А. Брентано. Христианский социализм в Англии, с предис. проф. С. Я. Булгакова.
7. Проф. Зом. Церковный строй в первые века христианства.
8. В. Свенцицкий. Самодержавие и освободительное движение с христианской точки зрения.
«Вопросы религии» (сборник статей)
Вып. I. Соде ржаниe: 1) Вал. Свенцицкий. Христианское отношение к власти и насилию.
2 С. Н. Булгаков. Церковь в государство. Церковь и культура.
3. В. Э р н. Церковное возрождение(о приходе).
4. П. А. Флоренский. «К почести вышнего звания». Письма архимандрита Серапиона Машкина.
5. Волжский. Проблема зла у В.Соловьева.
СерияII (для народа)
1. В. Свенцицкий. Что нужно крестьянину? 1 к.
2. А. В. Ельчанинов. 0 самоуправлении. 1 к.
3. В. Марков. Положение евреев в России. 2 к.
4. Д. Рябинин. Восьмичасовой рабочий день. 3 к.
5. Т. Ф. Эрн. Семь свобод. 3 к.
6 А. В. Ельчанинов. Житие Франциска Ассизского 8 к.
7. Вл. Эрн. Апостольская церковь, или как нужно жить христианам? 3 к.
8. Д. Рябинин. Зачем нужны рабочим союзы?
9. Вл. Эрн. Богу или Мамоне?
10. В. Свенцицкий. Правда о земле.
___________
Вал. Свенцицкий и Вл. Эрн.
«Взыскующим Града»
Вып.I . Содержаше: 1) Взыскующим Града 2) Об одном недоумении. 3) Духовный блуд.
4) Торжествующая ересь. 5) „Абсолютное добро» и Ал. Ив. Гучков. 6) К чему ведет русская революция. Ц. 15 к.
Печатается вып.II .Содержание: 1) Террор и бессмертие.2) Наша вина. 3) 0 правде и лжи. 4)Мистический опыт. 5) По поводу книги Ренана „Жизнь Иисуса». б) Христианская общественность. 7) Партийная работа и освободительное движение. 8) Об одном „романе».
45. С. Мельгунов. Старообрядчество и освободительное движение.
46. Проф. Ширяев. О суде.
47. С.Лозинский. Учредительное собрание 1789 г. Во Франции.
48. Г. Балицкий. Фабричное законодательство в России.
49. Васильев. Рабочие в Японии.
50. А. Михайловский. Как лучше устроить городскую жизнь.
51. Е. Зотова. Винные откупа и монополия.
52. Поль Луи. Безработные.
53. Ф. А. Волькенштейн. Право и произвол.
54. Восстание венгров 1848–1849 г
55. В. Зомбарт. Очерки из истории развития сев.-американского пролетариата.
56. К. Каутский. Этика и материальное понимание истории.
57. Н. Терешкович. Польша и поляки.
58. Р.Штаммлер. Теория анархизма.
В. Маноцков. Земство и что оно дало.
А. М. Обухов. Почему всякий должен интересоваться политикой.
Е. Зотова. Прямой подоходный налог.
Васильев. Рабочие в Австралии.
Н. Эфрос. Женский вопрос.
A. Бебель. Крестьянские движения в Германии.
М. Ж. Тучан-Барановский. Проповедник национализации земли.
К. Диль. Социализм, коммунизм и анархизм.
B. Маноцков. О сельскохозяйственных обществах.
C. Лозинский. Наполеон III и Коммуна.
Эльцбахер. Анархизм.
В. Маноцков. О сельских властях.
Н. Сибиряк. Республика и монархия.
3. Д. Авалов. Федерация и автономия.
Мире. Молодая Италия.
Д. Г. Личная свобода.
Бернард Гармс. Камеры соглашения в Голландии.
Горбачевский. Что мужики дали и что получили.
Г. Балицкий. Какая должна быть фабричная инспекция.
Г. Зак. Свобода союзов.
д-р Катчер. Участие рабочих в прибылях предприятия.
Э. Бьюисон. Всеобщая забастовка.
Е. Ефимова. Жакерия.
Жеффруа. Вечный узник.
Л. Деева. Революция 1848 г. в Австрии.
Клеппер. Граф Муравьев-Вешатель.
В. Маноцков. Мелкий кредит.
Проферансов. Наука в России.
В. Маноцков. Потребительные общества.
О. Волькенштейн. Великая смута земли русской.
A.Белевский-Белоруссов. Местное самоуправление.
Ф. Фишер. Милитаризм.
О. Волькенштейн. Английское рабочее движение (Чартизм)
Н.Р. Земельные законодательство Новой Зеландии.
А. М. Обухов. Крестьяне и рабочие.
Е.Дедова. Последние годы царствов. Александра I.
Л. Д. Кларк. Современное положение рабочих в Соединен. Штатах.
А.М. Обухов. Как защитить себя и свой дом.
В.Тиммерманн. К чему стремится союз земельной реформы.
В. Немирович-Данченко. Без имени.
А. Михайловский. Как живут наши северные соседи.
А.Лория. Эволюция и революция.
Любомудрова. Женщина в революционном движении.
Рушковский. Увечные рабочие.
И. Штерн. Государство будущего.
Л.Зинцмейхер. Вопрос о жилищах рабочих.
К.Каутский. Карл Маркс.
Классики общественной мысли.
1.Ж.Ж.Руссо. Общественный договор (пер. под ред. с предисл. А. К. Джилелегова)
«Религиозно-общественная библиотека»
«Вопросы религии» № I. (Сборник, печат.)
Свенцицкий и Эрн. «Взыскующим Града» №1
Издания Д. П. Ефимова.
В. Линд. Что делалось в русской земле до начала русского государства, ц. 8 к. 2) Б. И. Александровский. Народное правление в древней Руси, ц. 15 к. 3) 0. Линд. Князь Владимир Мономах, ц. 10 к. 4) Тверь и Москва в пер. пол. XIV века, ц. 10к. 5) Т. Линд. Никон и Аввакум, ц. 10 к.
__________
Склад изданий: Москва, Моховая, дом Бенкендорф, книжный магазин Д. П. Ефимова.