Легенда о том, что Меркьюри на высоких нотах мог голосом бить посуду, запустил басист Queen Джон Дикон.
Весной этого года произошли два, казалось бы, никак не связанных друг с другом события: по результатам опроса слушателей «Радио Люксембург»
(считается, что эта му-зыкальная радиостанция наиболее точно отражает вкусы «среднего европейца»), лучшим певцом XX века был признан Фредди
Меркьюри, ему отдали голоса более 30 процентов респондентов. Занявший в рейтинге второе место Элвис Пресли получил чуть меньше 15 процентов
голосов. А на интернет-аукционе eBay была продана очень странная магнитофон¬ная запись. То есть, на пер- вый взгляд, ничего особенного в ней не было: слегка
поскрипывая, на пленке звучит инструментальная пьеса какого-то джазового оркестра. И где-то на второй минуте записи отчетливо слышен мужской
голос: «Черт побери, сколько тебя можно звать! Пора зa работу!»
Как оказалось, то была запись, которую в 1972-м сделал владелец студии грамзаписи «Трайдент» Норман Шеффилд. Он переписывал на магнитофон
виниловую пластинку оркестра Каунта Бейси, когда его призвали на работу в студию. А человек, который рявкнул так, что звуковые колебания его
голоса передались на тонарм проигрывателя и записались на магнитную ленту – Фредди.
Тогда в 1972-м, Queen записывали в лондонской «Трайдент» свой первый диск и хозяин студии решил использовать для той перезаписи перерыв в
работе. Но вы только представьте себе (а еще лучше попробуйте сами), какой силы должен быть голос, чтобы механически влиять на работу
«вертушки»!
Легенду о том, что Меркьюри на высоких нотах мог голосом бить посуду, запустил басист Queen Джон Дикон: в первых интервью, а затем и в
авторской статье для журнала «Рекорд коллектор» Дикон утверждает, что как минимум дважды «Фредди издавал крик такой силы и громкости, что на
столе лопнули хрустальные фужеры».
И хотя, кроме него, никто эти факты не подтверждает, фэны Queen и Фредди в них не сомневаются. Диапозон голоса Фредди Меркьюри составлял
четыре октавы, это в жва раза шире, чем голос среднего человека, а с тремя октавами уже можно подумать и о карьере певца. Согласно Книге
рекордов Гиннеса, у мужчин пальму первенства здесь держит американский певец Тим Стормс – шесть октав, женский рекорд в восемь октав принадлежит
бразилианке Джорджии Браун. Но как говорит известный педагог по вокалу Джанет Эдвардс (среди ее клиентов Леона Льюис, марайя Кэри и Мел Си),
«Тренировками диапозон доводится до трех октав, с четырьмя можно только родиться. Условно говоря, от двух октав до трех один шаг, от трех до
четырех – расстояние как от Земли до Луны».
В случае с Фредди Меркьюри, главное, по мнению Эдвартс, не диапозон голоса и даже не его сила, а постановка, точнее – полное ее отсутствие!
«В отличии от большинства рок-певцов, мистер Меркьюри пел на так называемом длинном брюшном дыхании, - объясняет Эдвардс, - это школа оперного
вокала.
Но Фредди научился этому приему самостоятельно, и так как у него никогда не было своего педагога, его манера далеко не идеальна, но именно в
этой, так сказать, дефектности и заключается его прелесть и уникальность.
В рок-музыке певцы поют грудью и поют короткими фразами, а Меркьюри демонстрировал так называемый непрерывный выдох, мы слышим это в «Барселоне»
и «Bohemian Rhapsody». В чем его отличие, скажем, от мистера Иэна Гиллана? Певец Deep Purple в молодости тоже умел брать высокие ноты, но то
были просто ноты в верхнем регистре, а Фредди Меркьюри на этих запредельных высотах пел текст, артикулировал фразы». Единственный рок-певец, по
мнению Эдвардс, пытавшийся работать в манере Фредди, - Роб Хэлфорд из Judas Priest, «но его подводит маленький, по сравнению с Фредди голос».
Занятно, что сам Фредди Меркьюри свой голос уникальным не считал и уж точно не бахвалился им. Как вспоминает Брайан Мэй, «в 1986-м мы
репетировали «A Kind Of Magic» для концерта на «Уэмбли», и Фредди вдруг уперся: «Вы играете слишком высоко, мне так не взять!» Мы говорим, что
играем в обычной тональности, что он пел так сто раз, а он: «Ну и черт с вами, пойте сами!» Мы с Роджером и спели, а он потом издевался над
нашим блеяньем целый год».
Насколько неповторим был Фредди, стало понятно, когда Queen пригласили петь Пола Роджерса: три с половиной октавы голос, вроде бы, достойный
приемник, но… Дыхание, и еще раз дыхание! Роджерс поет вещи Queen так, как их спел бы любой профессиональный рокер – с чувством, на отличном
форсаже и даже пользуется так называемым несмыканием связок (сложный прием горлового пения), а вот эффекта «Непрерывного выдоха нет!
Как сказал Робби Уильямс, в свое время тоже пробовавшийся на место Фреддт, «все мы, по сравнению с ним, обыкновенные плакальщики рока, мы много
чего умеем, мы даже чувствуем его присутствие за спиной. Но спеть, как он, не дано никому, лучше и не пробовать».
Великий Лучано Паваротти ка-то сказал: «У меня был соблазн спеть «Another One Bites The Dustu», и я даже стал репетировать эту вещь, и вдруг
обнаружил, что во втором куплете меня меня постоянно тянет на фальцет! Я переслушал оригинал и убедился, что Фредди Меркьюри пел этот фрагмент
отнюдь не фальцетом – высоко, но не фальцетом. Это очень трудно, почти невозможно, я знаю лишь двух-трех теноров, которые могли бы повторить
это».
Это тоже довольно странный вывод – хотя бы потому, что Фредди считается не тенором, а баритоном, но кто в здравом уме станет спорить с
Паваротти!
Но самое удивительное заключается, наверное, в том, на кого Меркьюри ориентировался в начале своей певческой карьеры – это Джон Леннон!
По мнению Фредди, вокальная партия Леннона в «Twist And Shout» - «предел мечтаний рок-певца, эталон выразительности и экспрессии, или петь так
или не петь вовсе!»
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
★ Считается, что человеком с самым широким диапозоном голоса был американский исполнитель водевилей Чарлз Келлог (1868-1949): судя по оставшимся
после него записям, диапозон голоса составлял 12,5 октав, он мог подражать пению птиц и уходил в ультразвук (14 тысяч Герц).
★ По мнению некоторых специалистов, голос Фредди имел качества, «присущие голосам великих итальянских певцов-кастратов XVII-XVIII веков: широкий
диапозон, равную силу в верхнем и нижнем регистрах, способность менять тембральную окраску».
★ По словам Брайана Мэя, Фредди с легкостью пел партию из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, в котрой использована самая низкая нота из
всего мирового хорового пения.
★ Фредди Меркьюри был одним из немногих певцов высшей лиги рока, никогда не пользовавшихся услугами консультанта/преподавателя вокала.
Ксения ПОЛИНА
НАВЕРХ